Переход от мононорм присваивающей экономики к религиозным, моральным и правовым нормам производящей экономики

Новая организация производственной деятельности и возникшая на этой основе новая дифференциация общества, становление раннеклассовой структуры при которой происходит отделение аппарата государства от рядовых общинников, от массы производителей, а также возникновение и присвоение прибавочного продукта ведут к появлению новых качеств регулятивной системы. Зародившееся сначала в зачаточной форме в раннеземледельческих обществах позитивное обязывание (в частности, правила ведения сева, ухода за урожаем, его сбора, распределения и т.п.) становится одной из основных характеристик регулятивной системы раннеклассового государства.

Право в своей исторически первой форме обычного права возникает на определенной ступени развития общества, при появлении известных условий. Обычаи первобытного общества не являлись в отдельности правовым или моральным, политическим или религиозным; они универсальны и выполняют все необходимые для общества того периода нормативные функции.

Мораль и право возникают в результате распада и дифференциации единой системы норм первобытного общества. Полагают, что мораль есть исторически первый способ социальной регуляции. Нормы морали – это правило поведения людей в обществе, выработанные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости. В древних обществах нормы морали и права могли иметь только религиозные содержания. Право, мораль, религия возникли примерно в одних и тех же временных рамках при наличии одних и тех же глобальных материальных и духовных предпосылок из единой системы норм первобытного общества. Обычай – единственный и универсальный источник древнего права, морали, системы религиозных норм. Древняя правовая система по форме своей была обычным правом.

Отличие права от мононорм в следующем: по содержанию: четкая регламентация общественных отношений, зашита интересов государства, установление строго определенных санкций; по способам регулирования: развивается система запретов, дозволений и позитивных обязываний. Появляется указание обязательно надо делать («должно»), разрешено делать («можно»), запрещено делать («нельзя»), можно поступать по своему усмотрению; форма выражения: четкое фиксированное в письменных источниках норм, регулирующих земледельческие отношения, составляются агрокалендари в раннеземледельческих обществах Месопотамии, Египта, Индии и т.д. –примерно в IV-III тысячилетии до н.э. На следующем этапе развития городов – государств возникают и иные источники права – законы, кодексы, своды законов, судебная практика, прецеденты. Люди не отделяли правовые обычаи от общин, рода, племени, связывали их со справедливостью, честностью. На языках большинства народов мира право и справедливость синонимы. В этом смысле право появилось раньше государства и обеспечение реализации справедливости таких норм нашло закрепление в процедурах, т.е. в судебных рассмотрениях дел и в санкциях, выражающих подкрепленные государственным принуждением наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: