Эмоции и аффекты в исследованиях античных психологов

Влияние на развитие теории регуляции поведения оказали взгляды Демокрита на роль эмоций в этом процессе. Демокрит считал, что именно эмоции руководят поведением человека, т.к. человек стремится к тому, что приносит удовольствие и избегает страдания. Но эмоции лишь регулируют деятельность, но направляется она всеобщим Логосом.

Аристотель исследуя проблему регуляции поведения пришел к выводу, что возможна двойная регуляция: эмоциями и разумом. Аристотель выделил несколько видов эмоций, разделив чувства и аффекты по степени их влияния на поведение. Опыт Аристотеля показывал, что бороться с эмоциями бесполезно. Чувства могут быть осознанны разумом, и потому не всегда сказываются на поведении, а лишь придают поступкам яркость, эмоциональность. Положительные чувства помогают совершать действия, а отрицательные -мешают. Аффекты -наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций. Они мало поддаются рациональному осмыслению, поэтому с ними очень сложно бороться. Аффект приводит к спонтанному поведению, либо к изменению, ранее планируемому действию. Последствия аффектов могут быть разрушительными для человека. Человек, поддающийся эмоциям не может быть свободным. Аффект нельзя победить, если он уже наступил, но можно предупредить, очиститься средствами искусства или литературы. Эмоциональное напряжение человека снижается при слезах радости или печали, вызываемых пьесой.

Эпикур в теории гедонизма (наслаждения) доказывал, что поведение человека побуждается и направляется предметами окружающего мира, вызывающими у него определенные эмоциональные переживания.

Стоики. Аффекты нарушают разумный строй жизни и бодрость духа, главная опасность в процессе этического воспитания. Стихию чувств в детях необходимо обуздывать для их же пользы. Поскольку владение собой есть признак психического здоровья, важно с детства обучать детей упражнениям, помогающим борьбе с аффектами. Аффекты связаны с телесными изменениями. Первой стадией развития аффекта являются соматические нарушения. Затем развиваются психологические, возникает мысль о том, что что-то происходит и желание реагировать. Телесные выражения играют большую роль в развитии аффектов, усиливают его. Поэтому нельзя придавать аффекту внешнее выражение, усиливать его воображением, одобрять поведение, связанное с аффектом.

Лекция 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: