Сад Эпикура»

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) исследовал критерии нравственного и безнравственного, на основе которого можно оценивать поведение человека.

Эпикур родился и вырос на острове Самос, где отец его был военным поселенцем. Начав заниматься науками в 14 лет, в 18 лет он переехал в Афины, учился в Академии. Путешествия, преподавательская работа в Малой Азии расширили его кругозор. Эпикур познакомился с трудами выдающихся ученых, однако считал себя самоучкой. В 306 году до н.э. Эпикур переселяется в Афины, где купил дом с садом, в котором открыл свою школу «Сад Эпикура». «Странник, тебе здесь будет хорошо: здесь наслаждение – высшее благо». Школа Эпикура отличалась немногочисленностью и своеобразными отношениями между преподавателями и учениками. Это были отношения друзей и соратников, которых объединяли общие идеи, а не отношения учеников и наставников. Эпикур считал дружбу и духовное общение высшим благом. Единственный источник добра и зла - сам человек, он же главный судья собственных поступков. Источник активности, как источник морали – в самом человеке. Усилием воли человек может отвечать за свои поступки, изменять свою судьбу. Нравственность – основное качество, которое отличает человека от животного. Не разум, а чувства управляют поведением человека. Человек стремится совершать поступки, приносящие ему удовлетворение и удовольствие и наоборот ….

«Об одном лишь природа вопит, чтоб не ведало тело страданий, а мысль наслаждалась чувством приятным, вдали от сознанья заботы и страха…» (Лукреций Кар «О природе вещей»).

Мышление и разум играют большую роль в регуляции поведения. Человек должен уметь различать свои желания и строить свое поведение, опираясь на это знание. Эпикур не отрицает разум, но ведущую роль отводит эмоциям, которые, по его мнению, являются главной причиной активности. Все, что вызывает приятные чувства – уже нравственно. Истинное наслаждение доставляют только духовные удовольствия, которые вечны и непреходящи, в то время как телесные имеют временный характер и могут обернуться своей противоположной стороной. «… кто обладает богатством умеренной жизни, дух безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым».

Основной проблемой человеческой жизни Эпикур считал преодоление страха страданий, главным образом страха перед смерть, загробной жизнью. С его точки зрения не страх перед наказанием, но собственный разум, собственная воля должна удерживать человека от дурных поступков. Страх не может привести человека к нравственности, так как в его основе лежит страдание. Следовательно любой страх (перед учителем ли, перед Богом, перед правителем) тормозит развитие личности. (Боги не вмешиваются в жизнь людей). Анализируя причину страха перед смертью, Эпикур пришел к мысли, что это не страх перед наказанием, а страх перед неизвестностью. Счастье состоит в атраксии – состоянии душевной невозмутимости. Атраксия достигается воспитанием, размышлениями. Только уединение и размышления с близкими людьми дают настоящее наслаждение и приводят к открытию истины. Эпикурейцы обосновывали отчуждение от общества тем, что общественная жизнь является источником тревог, зависти, жестокости, конформизма. Нравственная жизнь – это жизнь личная, в кругу книг и близких. Цель такой жизни - самосовершенствование и познание.

Уязвимые места в концепции Эпикура:

1.отсутствие четких критериев добра и зла, нравственного и безнравственного поведения.

Если нравственно то, что приятно конкретному человеку, то придется признать нравственным то, что приносит боль другому, а это уже не может считаться добродетелью.

3. Эпикур делал нравственный критерий внутренним, связывал его с пользой для конкретного человека. Эта позиция лишает человека возможности объективной оценки своего поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: