Характеристика социальной сферы

Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, деятельность которых непосредственно связана с предоставлением услуг населению. Под социальной сферой понимается сфера жизнедеятельности общества, в которой обеспечивается определенный уровень бла­госостояния, качества жизни населения вне непосредственной сферы материального производства.

Социальная сфера относится к непроизводственному третич­ному сектору — сектору услуг.

Услуги — это различные виды деятельности, направленные на удовлетворение потребностей людей, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере.

Результатом деятельности предприятий социальной сферы является не материальный продукт, а неосязаемая услуга, поэтому наряду с термином социальная сфера существует термин непроизводственная сфера.

Организации социальной или непроизводственной сферы классифицируются по отраслевым признакам: жилищно-коммунальный комплекс, просвещение, культура и искусство, здравоохранение, образование, пассажирский транспорт, связь, бытовое обслуживание, кредитование и страхование, торговля, общественное питание.

Отрасли социальной сферы тесно связаны с деятельностью других отраслей общественного производства, с одной стороны, предоставляя населению разнообразные услуги оказывают воздействие на потенциал рабочей силы, трудоспособность, образовательный и культурный уровень, с другой стороны потребляя продукты труда отраслей производственной сферы.

Особое место в непроизводственной сфере, как наиболее значимое в удовлетворении первоочередных нужд населения, отводится жилищно-коммунальному комплексу, образованию, здравоохранению, культуре.

В дореформенный период услуги организаций социальной сферы носили преимущественно социальный характер, т.к. почти все эти организации имели бюджетное финансирование и оказывали населению бесплатные услуги.

Результат бюджетного финансирования получил негативное отражение в отношениях между потребителями и финансирующими организациями, которое выражается в следующем:

· жесткая централизация управления отраслями;

· отсутствие конкурентных начал в деятельности предприятий;

· неэффективность и большая ресурсоемкость обслуживания;

· высокая нагрузка на бюджеты и др.

Однако доступность услуг предоставляемых организациями социальной сферы и соответствующих фондов (жилья, медицинских и образовательных центров и т.д.) являлась безусловным преимуществом.

Вопросы реформирования данной сферы неразрывно связаны с преодолением негативных сторон функционирования отраслей услуг на «бесплатной» основе и не менее важным осуществлением контроля доступности услуг и обеспечивающих их фондов для широких слоев населения.

В период перехода страны к рынку многообразие и относительное равноправие форм собственности на объекты образования, культуры, здравоохранения, ЖКХ обрели право на жизнь и те отрасли, которые раньше целиком относились к государственной собственности, все более активно вливаются в процесс разделения их материального, имущественного и научно-интеллектуального комплекса на государственную (федеральную и муниципальную), коллективно-акционерную, частную собственность и сочетание этих форм.

Эффективность деятельности организаций социальной сферы в складывающихся условиях, характеризуется качеством предоставляемых услуг, выражающим соотношение между общественно необходимыми затратами труда производителя и личным индивидуальным временем потребления человека. Высвободившееся время, в результате качественно оказанной услуги, человек тратит на осуществление личных планов, отдых, творчество.

Новый механизм хозяйствования включает рыночные механизмы управления и обеспечения рентабельности деятельности предприятий, в состав которых входит маркетинг. Именно маркетинг решает проблемы продвижения и сбыта продукта деятельности предприятий, в частности услуг, т.к. речь идет о непроизводственной сфере.

Сегодня маркетинг в организациях социальной сферы находится в стадии становления, накопления опыта. Руководители учреждений начинают понимать, что применение маркетинга способствует оптимизации деятельности предприятия, которая выражается в рациональном планировании, возможности планировать товарооборот, изучать потребности рынка социальных услуг, посредством маркетинговых исследований определять уровень востребованности тех услуг, за которые потребитель готов платить деньги. Основные направления маркетинговой деятельности, включающие изучение маркетинговой среды, изучение потребительских рынков, сегментацию рынка, установление цен на услуги, продвижение услуг до потребителя призваны помочь разобраться в рыночной ситуации и построить свою эффективную деятельность в условиях рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: