К непроизводственной сфере относят две группы отраслей, производящих услуги: отрасли, услуги которых удовлетворяют общие, коллективные потребности общества (управление, наука и научное обслуживание, кредитование и государственное страхование, геология и разведка недр и т.п.), и отрасли, услуги которых удовлетворяют социальные потребности населения (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, здравоохранение и т.п.). Социальная сфера включает в себя вторую группу отраслей непроизводственной сферы, производящих социальные услуги.
Эффективное функционирование социальной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура — комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих удовлетворение культурно-бытовых и социальных потребностей людей (жилой фонд, учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения, сооружения спортивно-оздоровительного назначения и т.д.).
Структура социальной сферы может быть рассмотрена как структура сферы услуг:
- общественные услуги в чистом виде;
- частные услуги в чистом виде;
- смешанные услуги.
Чистые общественные услуги имеют следующие свойства:
- неделимость и неизбирательность, совместный характер потребления;
- невозможность исключения из потребления (неисключаемость) и возможность потреблять блага, не оплачивая их;
- отсутствие конкурентности (соперничества) и перегружаемости (уменьшения потребления с появлением новых лиц);
- значительный внешний эффект от производства и потребления этих благ (в масштабах всего общества).
Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей — общенационального, регионального и локального масштаба.
Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет средств бюджета страны или отдельной территориальной единицы. Они предоставляются бесплатно, что обеспечивает государственные гарантии их доступности.
Отмеченные свойства чистых общественных услуг (благ) делают невозможным их включение в рыночные отношения. Попытки перевести этот сектор услуг на коммерческую основу противоречат их экономической природе и неизбежно приведут к их недопроизводству и серьезным негативным социальным последствиям.
Чистые частные услуги обладают альтернативными свойствами:
- индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
- исключаемость;
- конкурентность.
В силу отмеченных свойств чистые частные услуги целиком и полностью включаются в рыночные отношения:
- их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной рыночной конкуренции;
- основой рыночного конкурентного механизма здесь являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения.
Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, занимая промежуточное положение между общественными и частными благами. Смешанные услуги обладают различной степенью исключаемости и конкурентности в потреблении.
На основе классификации социальных услуг как экономических благ в структуре социальной сферы выделяются различные секторы, в которых производятся услуги разных типов:
1) государственный;
2) добровольно-общественный;
3) смешанный;
4) частный коммерческий.
Таким образом, социальная сфера в условиях рыночной экономики — это сложное структурное образование, включающее в себя четыре сектора с различными формами собственности и хозяйствования первичных звеньев, которые определяются местом производимых ими услуг на шкале общественных и частных благ.
Вопрос о соответствии экономического механизма, сложившегося в социальной сфере, включая маркетинг, заявленным целям создания в России социального государства остается открытым. Современное состояние является переходным, однако тенденция коммерциализации социальной сферы в ущерб решению социальных задач становится все более очевидной. Рынок социальных услуг все более приобретает нецивилизованный характер, ведущий к социальной эксклюзии наименее защищенных социальных групп. Поэтому главная задача — определение допустимых границ действия рыночного механизма в социальной сфере, обоснование социально приемлемого соотношения роли государства и рынка.