Эссе № 3

«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы» (И. М. Карамзин).

Я согласен с мнением выдающегося русского историка и обще­ственного деятеля Н.М. Карамзина. Действительно, всё в государ­стве: и экономика, и политика, и социальная, и духовная сферы — зависят от состояния законности и правопорядка в стране.

Для того чтобы поддерживать порядок и стабильность в обще­стве, государство обладает механизмом управления и аппаратом принуждения. Государство — это политическая организация обще­ства, которая характеризуется следующими признаками:

— оно представляет общество как внутри страны, так и за ру­бежом (например, заключает договоры с зарубежными странами о взаимовыгодном сотрудничестве);

— оно осуществляет регулирование экономики (прямое, уста­навливая ГОСТы для продуктов питания, или косвенное, например, через налоги);

— может устанавливать обязательные для всех налоги и сборы (например, подоходный налог — 13%);

— государство издает обязательные для всех законы, которые бывают частными или публичными. Примерами этого является Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ и др.;

— оно охраняет общественный порядок. Для этого у государства есть специальные организации, например, полиция, прокуратура, суд. Именно они и должны обеспечить исполнение законов всем населением страны. Тогда все будут довольны жизнью в этом госу­дарстве. А значит, счастливы.

Проанализируем данное эссе с точки зрения предъявляемых тре­бований:

1) адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла вы­сказывания: из содержания эссе видно, что ученик абсолютно не понял смысл высказывания и на сформулировал проблему;

2) соответствие содержания эссе заявленной теме: эссе не соответ­ствует заявленной теме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (те­мы), на которые указывает автор высказывания: ученик не смог выделить основные аспекты проблемы.

Таким образом, далее проверять работу бессмысленно, так как в ней не выдержан критерий 1. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. Работа может быть оценена в 0 баллов (К1 — О, К2 — О, КЗ — 0).

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типич­ные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания, эссе.

При формулировании проблемы (темы) и смысла высказывания ав­тора:

1. Непонимание и неумение вычленить проблему (тему) высказы­вания связано, с одной стороны, с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ра­нее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

2. Неумение сформулировать проблему (тему) часто связано с отсут­ствием развитого словарного и терминологического запаса по базо­вым обществоведческим наукам.,

3. Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

4. Подмена проблемы (темы) авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколь­ко мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1) Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорировани­ем учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2) Довод экзаменующегося лишь повторяет тезис.

3) Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4) Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проана­лизировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпуск­никами, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5) Некритическое восприятие социальной информации из сообще­ний СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несо­стоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оцен­ки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6) Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

1.6. Высказывания для написания эссе по шести базовым обществоведческим наукам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: