Коллективные меры борьбы

Впервые проблемы противодействия отмыванию «грязных» денег обозначены в Рекомендациях Совета Европы от 27 июня 1980 г. после того, как входящие в него страны отменили валютные ограничения, банковские технологии перевода средств сильно усовершенствовались, и международным преступникам стало легче отмывать деньги, нажитые нечестным путем. Странам-членам Совета Европы было рекомендовано предпринимать меры для определения капиталов криминального происхождения.

Следующим важным шагом следует считать Конвенцию против незаконного распространения наркотиков и психотропных средств, принятую 20 декабря 1988 г. в Вене. Конвенция подписана 106 государствами-членами ООН (включая СССР). Признано, что главным источником «грязных» денег является торговля наркотиками. Конвенция обязывает присоединившиеся к ней государства «вести борьбу против отмывания грязных денег». При этом, отмечается, что «банковская тайна не может служить препятствием для организации такой борьбы», а также призывает все страны к тесному сотрудничеству в данной области.

В декабре 1988 г. Комитет по правилам и методам контроля за банковскими операциями – Базельский комитет – принял Декларацию о предотвращении использования банковской системы в целях отмывания денег, полученных преступным путем. Основные принципы сводятся к следующему:

1. финансовые учреждения обязаны устанавливать личность своих клиентов при осуществлении банковских операций;

2. финансовые учреждения обязаны сотрудничать с национальными властями на основе соответствующего законодательства, то есть банки должны предоставлять известные им сведения о незаконном происхождении капиталов.

Необходимость координации действий национальных правоохранительных органов на международном уровне послужила причиной создания (по инициативе Президента Франции Ф. Миттерана) в соответствии с решением саммита «большой семерки» в Париже в 1989 г. специальной международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

В настоящее время ФАТФ как межправительственная организация, цель которой разработка и реализация политики, направленной на борьбу с отмыванием денег, включает более трех десятков стран (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Россия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Турция, Великобритания, Аргентина, Бразилия, Мексика, Канада, США, Австралия, Новая Зеландия, Гонконг, Сингапур, Япония) и две международные организации (Совет сотрудничества стран Персидского залива, Еврокомиссия).

Одним из основных направлений работы ФАТФ является разработка, совершенствование и отслеживание применения рекомендаций по борьбе с легализацией преступных доходов («40 рекомендаций») – системы мер, необходимых к принятию во всех странах и обязательных для стран-членов ФАТФ. Данные рекомендации были впервые подготовлены в 1990 г. В 1996 г. был осуществлен их пересмотр с учетом накопленного за шестилетний период опыта и изменений, произошедших в сфере легализации криминальных доходов. Рекомендации предлагаются лишь в качестве базовых универсальных принципов организации борьбы с отмыванием денег, которые каждая страна должна внедрять в соответствии с конкретной ситуацией и особенностями национальной конституционной системы.

Рекомендации состоят из четырех основных разделов:

1. Общие рекомендации (рекомендации 1–3) по организации борьбы с отмыванием грязных денег.

2. Роль внутренних правовых систем в борьбе против отмывания денег.

· Рекомендации 4–6. «Сфера применения ответственности за преступления по отмыванию денег» – отмывание грязных денег должно классифицироваться как уголовное преступление.

· Рекомендация 7. «Обеспечительные меры и конфискация» – возможность конфискации имущества, явившегося объектом отмывания денег.

3. Роль финансовой системы в борьбе против отмывания денег.

· Рекомендации 8–9 – о применении рекомендаций не только к банкам, но и небанковским финансовым учреждениям.

· Рекомендации 10–13 «Установление личности клиента», в том числе запрещении е открытия «номерных» счетов.

· Рекомендации 14–19 «Повышение прилежания финансовых учреждений» – порядок внутреннего контроля и информирования компетентных органов.

· Рекомендации 20–21 «Меры по разрешению проблем в государствах с отсутствующими или недостаточно эффективными мерами противодействия отмыванию денег» – об отношениях с лицами зарегистрированными или имеющими бизнес в странах из «черного» списка ФАТФ.

· Рекомендации 22–25 «Иные меры по предотвращению отмыванию денег» – о совершенствовании системы по борьбе с легализацией грязных денег.

· Рекомендации 26–29 «Использование и роль регулирующих и иных органов управления» – о полномочиях компетентных органов.

4. Укрепление международного сотрудничества.

· Рекомендации 30–32 «Сотрудничество на уровне исполнительных органов» – обмен общей информацией и обмен информацией относительно подозрительных сделок.

· Рекомендации 33–40 «Иные формы сотрудничества» – основы и методы сотрудничества в сфере конфискации оказания правовой помощи и выдачи преступников, сосредоточении коллективных международных усилий и взаимопомощи на вопросах отмывания денег.

Контролллинг ФАТФ проводится на основе процедур самооценки и взаимного контроля. Мероприятия по самооценке состоят из заполнения подробных бланков и ответов на вопросы во время ежегодного Пленарного заседания. Процедура взаимной оценки предусматривает использование всестороннего механизма мониторинга для оценки контрмер и их эффективности.

Одиннадцать ведущих банков мира (Societe Generale, Deutsche Bank AG, ABN AMRO Bank N.V., Banco Santander Central Hispano S.A., Credit Suisse Group, UBS AG, HSBC, Barclays Bank, The Chase Manhattan Private Bank, Citibank N.A., J.P. Morgan) инициировали разработку и 30 октября 2000 г. подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе («Вольфсбергские принципы»).

Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем:

1. Политика банка должна быть нацелена на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей. Банк стремится иметь дело только с теми клиентами, разумная проверка источника благосостояния и средств которых подтвердит их законность. Основная ответственность за это лежит на служащем банка, отвечающем за работу с этим клиентом. Простое соблюдение внутренних процедур проверки не освобождает банковского служащего от основной ответственности.

2. Клиенты и бенефициары, источниками средств которых является деятельность, связанная с рисками отмывания денег, должны проверяться с особой тщательностью.

3. Банковский служащий несет ответственность за обновление информации о клиентах по определенной схеме и/или при серьезных изменениях в положении клиента. Контрольные органы банка или независимые аудиторы регулярно анализируют определенный объем информации о клиенте, чтобы информация была достоверной и полной. Частота проверок зависит от объема, сложности и рискованности работы с клиентом.

4. Банк должен применяет специальную программу мониторинга операций. Основная ответственность за осуществление мониторинга за движением средств по счетам клиентов лежит на персонале банка.

5. Контроль осуществляется на основании документа, определяющего стандартные меры, предпринимаемые на различных «уровнях контроля» (служащий банка, независимое подразделение банка, служба комплаенс-контроля 1, служба внутреннего аудита). Документ должен указывать временные рамки, степень контроля, вопросы, требующие контроля, распределение обязанностей, порядок анализа и т.д.

6. Должен быть установлен регулярный порядок информирования руководства по вопросам отмывания денег (например, количество сообщений, направленных в соответствующие государственные органы, способы мониторинга, изменения в законодательной и нормативной базе, количество и тематика учебных мероприятий для служащих банка).

7. Банк должен составить программу по обучению персонала, работающего с клиентами, и комплаенс-контролеров методам определения и предотвращения отмывания денег. Должны проводиться регулярные (например, раз в год) учебные мероприятия, в том числе по вопросам выявления и дальнейших действий в случае необычной или подозрительной деятельности. Сотрудников банка необходимо также информировать об изменениях в законодательной и нормативной базе, регулирующей вопросы противодействия отмыванию денег.

8. Банк должен определить стандарты по хранению документов, касающихся противодействия отмыванию денег. Такие документы должны храниться как минимум пять лет.

9. Банк должен установить исключения и случаи отклонения от обычной практики, которые требуют дополнительной оценки рисков и заключения независимого подразделения.

10. Банк создает и соответствующим образом укомплектует независимое подразделение, которое будет отвечать за предотвращение отмывания денег (например, служба комплаенс-контроля, независимый контрольный департамент, юридическая служба).

11. Банк должен разработать документ о выявлении и действиях при обнаружении необычной или подозрительной деятельности клиента. Документ должен определить, что считается необычной или подозрительной деятельностью, и содержать конкретные примеры.

12. Необычная или подозрительная деятельность может включать: движение средств по счету, не соответствующее деятельности клиента, операции с использованием средств свыше определенных пороговых значений, использование счета в качестве транзитного/частые переводы средств по счету.

13. Необычная или подозрительная деятельность может быть выявлена путем: осуществления мониторинга операций, анализа контактов клиента (встречи, беседы, поездки по странам и т.д.), анализа информации из независимых источников (например, средств массовой информации, Интернета и т.д.) и собственной (внутрибанковской) информации об окружении клиента (например, политическая ситуация в стране клиента). В случае выявления необычной или подозрительной деятельности служащий банка, руководство банка и/или служба контроля должны осуществлять анализ обстоятельств любых необычных или подозрительных действий. Если рационального объяснения найти не удастся, могут быть приняты следующие решения: продолжать отношения с клиентом, обеспечив повышенный контроль, или прекратить отношения с клиентом, информировав власти о данном случае.

В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка.

Итак, общие принципы борьбы с отмыванием грязных денег заключаются в том, чтобы:

· законодательно классифицировать отмывание грязных денег как уголовное преступление;

· возлагать ответственность не только за «отмывание», но и за использование «отмытых» денег;

· создать государственный орган, осуществляющий мероприятия по борьбе с «отмыванием» грязных денег;

· банкам и другим финансовым компаниям необходимо изучать своих клиентов;

· реализовать профессиональные требования к бухгалтерскому учету;

· соблюдать стройную и полную систему отчетности по подозрительным операциям (отклонения от стандартной практики проведения операций с наличными деньгами, операций по банковским счетам (вкладам), при получении и предоставлении займов в денежной форме, сделках с ценными бумагами);

· осуществлять тесное международное и сотрудничество внутри страны законодательных, правоохранительных и финансовых органов;

· проводить учет всех возможных источников «грязных» денег.

Совершенствование банковских технологий увеличивает мобильность капитала. Эту современную экономическую тенденцию используют не только финансисты, но и преступники, занимающиеся отмыванием «грязных» денег. Поэтому, в современном мире основное внимание в противодействии легализации преступных доходов должны привлекать:

· наличные расчеты: легализация происходит во время обмена национальных европейских валют на евро; введение банкноты номиналом в 500 евро облегчило этот процесс;

· оффшорные центры: они скрыты от финансового контроля. «Дутые» компании типа «почтовый ящик» облегчают проведение многоступенчатых финансовых трансакций, использование подставных лиц в управлении компанией;

· новые технологии платежей и расчетов: пластиковые карточки позволяют вносить и переводить на другую карточку любую сумму и обналичить ее в любом месте. Система Банк-Клиент позволяет управлять своим счетом с любого места в мире, и клиента можно увидеть всего один раз – во время открытия счета. Поступление электронной наличности за платные страницы Интернета не контролируется;

· рынок золота: приобретение за «грязные» деньги золота, его экспорт, экспортная выручка узаконены;

· аккумулирование средств на счете посредника: использование альтернативной системы расчетов «Хавала/Хунди» (принятие денег в национальной валюте и просьба к зарубежному партнеру совершить платежи в его стране);

· вовлечение высококлассных специалистов (юристов, финансистов, бухгалтеров) в процесс отмывания денег.

Вопрос о практике отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ. Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование оффшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов. Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику.

В июне 2002 г. ФАТФ занесла Россию в «черный» список по 11 из 25 критериев, на основе которых страны относятся к разряду не сотрудничающих в деле борьбы с отмыванием денег. Российская Федерация предприняла все меры по устранению недостатков, отмеченных ФАТФ, и 11 октября 2002 г. исключена из «черного» списка. В 2004 г. Россия вошла в ФАТФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: