Классическая риторика была наукой наук, на ней основывались не только ораторское искусство, но и музыка, и живопись, и литература. В дореволюционной России риторика входила в школьные курсы, а в советское время она оказалась забытой, что стало следствием отсутствия необходимости изощренного воздействия интеллектуального порядка, которое было ей присуще.
Риторика в классическом понимании задает наиболее эффективные формулы речевого воздействия. В античные времена это послужило развитию ораторского искусства, а в Средние века привело к возникновению гомилетики – науки о построении проповеди. Риторика, как теория ораторской речи, может рассматриваться и как предтеча политической теории, руководства по ведению политической борьбы.
И до сих пор устная коммуникация занимает ведущее место, что объясняется следующими тремя причинами:
а) динамический характер живого общения, позволяющий приблизить процессы создания и восприятия текста, свести их в одну временную точку;
|
|
б) восприятие в толпе резко повышает эффективность, поскольку люди, находящиеся в подобном состоянии, локоть к локтю, психологически переведены в возбужденное состояние. Профессиональные ораторы стараются заставить людей сесть в аудитории близко друг к другу для достижения эффекта толпы.
в) традиционные средства коммуникации всегда более консервативны и запоздалы по отношению к новым идеям. Они, как правило, находятся под контролем властных структур, поэтому «еретикам» (тем более ниспровергателям) туда пробраться трудно.
Классическая риторика имеет три логически взаимосвязанные части:
Инвенция – отбор аргументов, эмоциональных отсылок.
Диспозиция – расположение отобранного.
Элокуция – вербальная реализация отобранного, вплоть до фонетического уровня.
Аудитория и установление с ней контакта особую роль играют уже со времен Античности. В дальнейшем многие: дисциплины утратили связь с аудиторией, но она не потеряна в PR. Эта традиция продолжается в одной из функциональностей PR – спичрайтинге (от aнгл._«speechwriting»). Так, Г.Почепцов характеризует спичрайтеров как особую когорту профессионалов, к которой в последнее время причисляет себя и ряд партийных работников. Он пишет, что в подобном отделе в Белом доме работают до пятидесяти человек, которые не только готовят речи Президента, но и поставляют статьи (и, вероятно, заготовки для них) для газет. Такое же число – пятьдесят человек – называют англичане, когда речь идет о подготовке важнейших выступлений своего премьера.
Риторика позволяет нам не только подготовить, но и реализовать построенный текст, в чем также схожа с PR.