Риторика

Классическая риторика была наукой наук, на ней основывались не только ораторское искусство, но и музыка, и живопись, и литература. В дореволюционной России риторика входила в школьные курсы, а в советское время она оказалась забытой, что стало следствием отсутствия необходимости изощренного воздействия интеллектуального порядка, которое было ей присуще.

Риторика в классическом понимании задает наиболее эффективные формулы речевого воздействия. В античные времена это послужило развитию ораторского искусства, а в Средние века привело к возникновению гомилетики – науки о построении проповеди. Риторика, как теория ораторской речи, может рассматриваться и как предтеча политической теории, руководства по ведению политической борьбы.

И до сих пор устная коммуникация занимает ведущее место, что объясняется следующими тремя причинами:

а) динамический характер живого общения, позволяющий приблизить процессы создания и восприятия текста, свести их в одну временную точку;

б) восприятие в толпе резко повышает эффективность, поскольку люди, находящиеся в подобном состоянии, локоть к локтю, психологически переведены в возбужденное состояние. Профессиональные орато­ры стараются заставить людей сесть в аудитории близ­ко друг к другу для достижения эффекта толпы.

в) традиционные средства коммуникации всегда более консервативны и запоздалы по отношению к но­вым идеям. Они, как правило, находятся под контро­лем властных структур, поэтому «еретикам» (тем бо­лее ниспровергателям) туда пробраться трудно.

Классическая риторика имеет три логически взаи­мосвязанные части:

Инвенция – отбор аргументов, эмоциональных от­сылок.

Диспозиция – расположение отобранного.

Элокуция – вербальная реализация отобранного, вплоть до фонетического уровня.

Аудитория и установление с ней контакта особую роль играют уже со времен Античности. В дальнейшем многие: дисциплины утратили связь с аудиторией, но она не потеряна в PR. Эта традиция продолжается в одной из функциональностей PR – спичрайтинге (от aнгл._«speechwriting»). Так, Г.Почепцов характеризует спичрайтеров как особую когорту профессионалов, к которой в последнее время причисляет себя и ряд партийных работников. Он пишет, что в подобном от­деле в Белом доме работают до пятидесяти человек, ко­торые не только готовят речи Президента, но и постав­ляют статьи (и, вероятно, заготовки для них) для газет. Такое же число – пятьдесят человек – называют анг­личане, когда речь идет о подготовке важнейших вы­ступлений своего премьера.

Риторика позволяет нам не только подготовить, но и реализовать построенный текст, в чем также схожа с PR.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: