Большую часть нашей жизни мы проводим в общении, выражая свои мысли, взвешивая и критикуя другие точки зрения с целью найти объяснение более адекватное реальности. Таким образом, переговоры становятся неотъемлемой частью жизни любого человека и организации, а это, в свою очередь, объясняет интерес к ним специалистов по коммуникациям.
Говоря о структуре переговоров, можно выделить следующие основные этапы:
• подготовительные мероприятия;
• начало переговоров;
• информирование присутствующих, изложение своей позиции;
• аргументация выдвигаемых положений;
• подведение итогов и завершение переговоров. Неотъемлемой частью переговорного процесса становится форма коммуникации, что порождает следующие общепринятые нормы и требования к ведению переговоров: тактичность, соблюдение норм речевого этикета, корректность, лаконичность, правильность речи и адекватная тональность разговора.
Известный психолог У. Юри выделяет 5 возможных барьеров на пути к сотрудничеству: ваша реакция, их эмоции, их позиция, их неудовлетворенность, их сила. Он же предлагает способы преодоления барьеров на пути к сотрудничеству: станьте на их сторону, переформулируйте, постройте «золотой мост», используйте силу для воспитания.
|
|
Коммуникативный характер барьеров рассмотрен И.М. Синяевой. Она выделяет барьеры понимания (связаны с логическим, фонетическим непониманием); социально-культурные барьеры (порождаются национальными особенностями, различиями в поле, возрасте, профессиональной направленности); барьеры отношений (возникают при проявлении чувства неприязни, недоверия между партнерами).
Некоторые люди хотят иметь перед собой правила подготовки и проведения деловых переговоров. Сегодня этот список можно представить следующим образом:
1. Сформулируйте конкретные цели.
2. Составьте план беседы.
3. Выберите подходящее время и место.
4. Определите задачи первой части разговора (привлечь внимание, добиться атмосферы доверия);.
5. Подчиняйте свою тактику целям.
6. Старайтесь, чтобы говорил в основном ваш собеседник.
7. Будьте на высоте положения.
8. Фиксируйте полученную информацию.
9. Прекращайте беседу сразу после достижения намеченной цели.
Наиболее интересная теоретическая модель переговоров была предложена в рамках так называемого «Гарвардского проекта по переговорам». В основу исследования была положена идея о неэффективности использования так называемых «жесткого» и «мягкого» подходов. Охарактеризуем эти подходы (см. табл.), прежде чем перейти к самой модели.