Что такое общестбознание

Общество - знание... В самом названии предмета уже со­держится ответ на вопрос: знание об обществе. Однако все не так просто. Науки под таким названием нет. Есть комплекс наук, которые принято называть общественно-гуманитарными. Неко­торые из этих наук вы изучали в школе: это история, экономика, правоведение и т.д. В обществознании изучаются, помимо этого, основы антропологии, психологии, социологии, политологии, правоведения, социальной философии, культурологии и т.д. Та­ким образом, обществознание - это комплекс наук об обществе, который имеет междисциплинарный характер. Однако общест­вознание - не механическое соединение этих наук, а их интегра­ция. Интеграция - это не простое сложение отдельных элемен­тов, а объединение этих элементов в определенную систему на основе различных связей.

Данные разнообразных наук, входящих в обществознание, интересны нам в той мере, насколько они способны пополнить наши знания об обществе как сложной динамической системе. Таким образом, обществознание - это интегрированное, ком­плексное знание об обществе и человеке, которое формируется при помощи разных наук.

История изучения общества начинается с момента возник­новения самого общества. Пытаясь объяснить причины возник­новения общества и особенности его развития, люди создавали мифы. Часто к мифам относятся, как к сказке, выдумке, прояв­лению фантазии людей далёкого прошлого. Действительно, кто поверит, что Солнце родило человека, ставшего фараоном Древ­него Египта, или что небо держат на своих плечах Атланты? Од­нако мифы - не набор сказок и легенд, а определённое видение мира и одновременно способ его постижения. Мифы не только объясняли законы устройства мира, но и регулировали общест­венные отношения, содержали примеры предпочтительных норм поведения.

Эти же функции выполняли древние религии, в которых фиксировалась социальная стратификация общества.

Так, в Древней Индии распространилось созерцательное от­ношение к миру, в основе которого лежит понятие «кармы». Не­равенство людей в обществе, строгое деление на касты оправды­валось лишь тем, что, принадлежность к соответствующей касте определяется поступками человека в предыдущей жизни.

В Древнем Китае даосизм, пытался постигнуть соотношение «человек-природа», конфуцианство изучало взаимосвязь чело­века и общества.

Античное обществознание представлено десятками имён, однако наибольшее воздействие на общественную мысль оказа­ли Платон и Аристотель. Платон разработал учение об идеаль­ном государстве. Как считает один из современных исследова­телей П.К. Гречко, модель этого государства можно было бы назвать казарменным социализмом или тоталитаризмом. Однако на вершине иерархии в идеальном государстве находятся фило­софы-правители. У Платона понятия «общество» и «государст­во» едины. Благо государства-общества для Платона выше блага отдельного человека. Платон выступал не только против личной собственности, но и против семьи. Он считал, что отношения между полами должны быть подчинены государственной пользе с целью получения наилучшего потомства.

Аристотель не согласился с концепцией идеального госу­дарства Платона, прежде всего с идеей общественной собст­венности, считая, что общая собственность порождает общие («бесхозные») дела, которые «все сваливают друг на друга», а также с тем, что ради государственной пользы можно жертво­вать личной жизнью человека, его счастьем и свободой. Он под­разделял все формы государства на правильные (монархия, ари­стократия, политика) и неправильные (тирания, олигархия, крайняя демократия). Отдавая предпочтение аристократии, Ари­стотель видел много положительного в политике (форма госу­дарства, где власть опирается на многочисленный средний класс) и определял общество как совокупность человеческих ин­дивидов, которые объединились для удовлетворения социаль­ных инстинктов.

В средние века взгляды мыслителей на общество определя­ли религиозные догматы. Августин Аврелий считал, что в мире существует два града (общества). В граде земном, где сосредо­точены несправедливость и зло, человек ограничивает свою жизнь мирскими благами и заботами. В этом реальном земном государстве правит дьявол. Царь града небесного - Бог, здесь те люди, которые стремятся к духовным ценностям и идеалам, а не к земным благам.

Фома Аквинский понимал общественный порядок как отра­жение небесного, Божественного порядка. Бог - творец и вер­ховный руководитель всего человеческого мира.

В переходный период от Средневековья к Новому времени Никколо Макиавелли заложил основы нового подхода к полити­ке и политической мысли. Он пытался определить основные черты не идеального политического устройства, а методы реаль­ной политической практики.

В период Нового времени ряд мыслителей выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным пу­тём. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж." Руссо и другие выдвинули идею так называемых «естественных прав», то есть таких прав, кото­рые человек получает от рождения. Появилась идея «общест­венного договора» как начала государства, которое люди созна­тельно создали для обеспечения справедливого порядка.

В XIX в. Г. Гегель разработал понятие «гражданского обще­ства» как системы всеобщей зависимости, в которой благо одно­го человека переплетено с благом всех. В 40-е гг. XIX в. появи­лась отдельная наука об обществе — социология. Термин был предложен О. Контом. Новая наука была призвана изучать усло­вия и законы функционирования всей общественной системы в целом, а также общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О. Конта, выступают духовное и умствен­ное развитие человечества.

Важное значение в разработке проблем изучения общества имела формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно этой теории, способ производства материальной жизни обуслов­ливает социальные, политические и духовные процессы, проис­ходящие вобществе.

Новым этапом в изучении общественных явлений стала тео­рия культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, согласно которой отдельные общества (цивилизации) развиваются по­добно биологическим организмам. Цивилизационную теорию далее развили О. Шпенглер и А. Тойнби.

Большую роль в развитии знаний об обществе сыграли рус­ские философы. Так, центральной идеей творчества Вл. Со­ловьёва была идея Богочеловечества как свободного согласова­ния божественного и человеческого начал. При этом Восток всеми силами своего духа привязан к Божественному началу. Энергия Запада, наоборот, делает упор на развитие человеческо­го начала, на утверждение прав и свобод человека. Основная идея Вл. Соловьёва - «свободная теократия», т.е. общество, в котором нравственная власть принадлежит церкви, а сила - го­сударству.

П. Сорокин рассматривал общественный процесс как цик­лические колебания основных типов культуры, в основе которых лежит сфера ценностей и символов. П. Сорокин внёс большой вклад в теорию социальной стратификации и социальной мо­бильности.

Новые направления в обществознании XX в. привели к дальнейшему развитию различных концепций общественного развития.

Материалистическое объяснение общественного развития представлено в трудах Р. Арона, Р. Белла, У. Ростоу, Дж. Гельбрейта. Появилась теория модернизации и постиндустриального общества, которая описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества к передовому, промышленно развитому и «индустри­альному» обществу.

По мнению других философов (Г. Риккерт, М. Вебер), опре­деляющее значение для уклада жизни и общественного развития имеют ценности, которые влияют на оценку тех или иных явле­ний, определяют нормы поведения и цели общества.

Различные точки зрения на общество и общественный про­гресс рассмотрены в разделе «Общество», а сейчас вернёмся к вопросу о том, что такое обществознание.

Обществознание - это знание о жизни человека и общества, которое включает в себя изучение всех ее сторон. Это знание важно для вас не только для того, чтобы сдать экзамен, по­ступить в вуз, но и для того, чтобы лучше ориентироваться в сложных переплетениях разнообразных явлений жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: