Общество - знание... В самом названии предмета уже содержится ответ на вопрос: знание об обществе. Однако все не так просто. Науки под таким названием нет. Есть комплекс наук, которые принято называть общественно-гуманитарными. Некоторые из этих наук вы изучали в школе: это история, экономика, правоведение и т.д. В обществознании изучаются, помимо этого, основы антропологии, психологии, социологии, политологии, правоведения, социальной философии, культурологии и т.д. Таким образом, обществознание - это комплекс наук об обществе, который имеет междисциплинарный характер. Однако обществознание - не механическое соединение этих наук, а их интеграция. Интеграция - это не простое сложение отдельных элементов, а объединение этих элементов в определенную систему на основе различных связей.
Данные разнообразных наук, входящих в обществознание, интересны нам в той мере, насколько они способны пополнить наши знания об обществе как сложной динамической системе. Таким образом, обществознание - это интегрированное, комплексное знание об обществе и человеке, которое формируется при помощи разных наук.
История изучения общества начинается с момента возникновения самого общества. Пытаясь объяснить причины возникновения общества и особенности его развития, люди создавали мифы. Часто к мифам относятся, как к сказке, выдумке, проявлению фантазии людей далёкого прошлого. Действительно, кто поверит, что Солнце родило человека, ставшего фараоном Древнего Египта, или что небо держат на своих плечах Атланты? Однако мифы - не набор сказок и легенд, а определённое видение мира и одновременно способ его постижения. Мифы не только объясняли законы устройства мира, но и регулировали общественные отношения, содержали примеры предпочтительных норм поведения.
Эти же функции выполняли древние религии, в которых фиксировалась социальная стратификация общества.
Так, в Древней Индии распространилось созерцательное отношение к миру, в основе которого лежит понятие «кармы». Неравенство людей в обществе, строгое деление на касты оправдывалось лишь тем, что, принадлежность к соответствующей касте определяется поступками человека в предыдущей жизни.
В Древнем Китае даосизм, пытался постигнуть соотношение «человек-природа», конфуцианство изучало взаимосвязь человека и общества.
Античное обществознание представлено десятками имён, однако наибольшее воздействие на общественную мысль оказали Платон и Аристотель. Платон разработал учение об идеальном государстве. Как считает один из современных исследователей П.К. Гречко, модель этого государства можно было бы назвать казарменным социализмом или тоталитаризмом. Однако на вершине иерархии в идеальном государстве находятся философы-правители. У Платона понятия «общество» и «государство» едины. Благо государства-общества для Платона выше блага отдельного человека. Платон выступал не только против личной собственности, но и против семьи. Он считал, что отношения между полами должны быть подчинены государственной пользе с целью получения наилучшего потомства.
Аристотель не согласился с концепцией идеального государства Платона, прежде всего с идеей общественной собственности, считая, что общая собственность порождает общие («бесхозные») дела, которые «все сваливают друг на друга», а также с тем, что ради государственной пользы можно жертвовать личной жизнью человека, его счастьем и свободой. Он подразделял все формы государства на правильные (монархия, аристократия, политика) и неправильные (тирания, олигархия, крайняя демократия). Отдавая предпочтение аристократии, Аристотель видел много положительного в политике (форма государства, где власть опирается на многочисленный средний класс) и определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов.
В средние века взгляды мыслителей на общество определяли религиозные догматы. Августин Аврелий считал, что в мире существует два града (общества). В граде земном, где сосредоточены несправедливость и зло, человек ограничивает свою жизнь мирскими благами и заботами. В этом реальном земном государстве правит дьявол. Царь града небесного - Бог, здесь те люди, которые стремятся к духовным ценностям и идеалам, а не к земным благам.
Фома Аквинский понимал общественный порядок как отражение небесного, Божественного порядка. Бог - творец и верховный руководитель всего человеческого мира.
В переходный период от Средневековья к Новому времени Никколо Макиавелли заложил основы нового подхода к политике и политической мысли. Он пытался определить основные черты не идеального политического устройства, а методы реальной политической практики.
В период Нового времени ряд мыслителей выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путём. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж." Руссо и другие выдвинули идею так называемых «естественных прав», то есть таких прав, которые человек получает от рождения. Появилась идея «общественного договора» как начала государства, которое люди сознательно создали для обеспечения справедливого порядка.
В XIX в. Г. Гегель разработал понятие «гражданского общества» как системы всеобщей зависимости, в которой благо одного человека переплетено с благом всех. В 40-е гг. XIX в. появилась отдельная наука об обществе — социология. Термин был предложен О. Контом. Новая наука была призвана изучать условия и законы функционирования всей общественной системы в целом, а также общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О. Конта, выступают духовное и умственное развитие человечества.
Важное значение в разработке проблем изучения общества имела формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно этой теории, способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие вобществе.
Новым этапом в изучении общественных явлений стала теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, согласно которой отдельные общества (цивилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию далее развили О. Шпенглер и А. Тойнби.
Большую роль в развитии знаний об обществе сыграли русские философы. Так, центральной идеей творчества Вл. Соловьёва была идея Богочеловечества как свободного согласования божественного и человеческого начал. При этом Восток всеми силами своего духа привязан к Божественному началу. Энергия Запада, наоборот, делает упор на развитие человеческого начала, на утверждение прав и свобод человека. Основная идея Вл. Соловьёва - «свободная теократия», т.е. общество, в котором нравственная власть принадлежит церкви, а сила - государству.
П. Сорокин рассматривал общественный процесс как циклические колебания основных типов культуры, в основе которых лежит сфера ценностей и символов. П. Сорокин внёс большой вклад в теорию социальной стратификации и социальной мобильности.
Новые направления в обществознании XX в. привели к дальнейшему развитию различных концепций общественного развития.
Материалистическое объяснение общественного развития представлено в трудах Р. Арона, Р. Белла, У. Ростоу, Дж. Гельбрейта. Появилась теория модернизации и постиндустриального общества, которая описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества к передовому, промышленно развитому и «индустриальному» обществу.
По мнению других философов (Г. Риккерт, М. Вебер), определяющее значение для уклада жизни и общественного развития имеют ценности, которые влияют на оценку тех или иных явлений, определяют нормы поведения и цели общества.
Различные точки зрения на общество и общественный прогресс рассмотрены в разделе «Общество», а сейчас вернёмся к вопросу о том, что такое обществознание.
Обществознание - это знание о жизни человека и общества, которое включает в себя изучение всех ее сторон. Это знание важно для вас не только для того, чтобы сдать экзамен, поступить в вуз, но и для того, чтобы лучше ориентироваться в сложных переплетениях разнообразных явлений жизни.