Тема 3. Античная философия. Цель: раскрыть периоды и основные проблемы античной философии

Цель: раскрыть периоды и основные проблемы античной философии

Задачи: 1. Рассмотреть основные проблемы философских школ милетцев, элеатов, софистов, киников, стоиков, эпикурейцев

2. Раскрыть философию Сократа, Платона и Аристотеля

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 в. до н. э. до 6 в. н. э., около 1200 лет. Этапы античной философии. Традиционно выделя­ют: раннюю классику (натуралисты, досократики). Глав­ные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение; среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема — сущность человека; высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема — синтез философского знания, его про­блем и методов и др.; эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.) Главные проблемы — мораль и свобода че­ловека, познания и т. д. К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отноше­ния Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский).

Натурфилософские школы в центре внимания держат чувственно-материальный космос, размышляют о сущнос­ти и первоначалах мира. Они рассматривают субстанциональные основы вещей (т. е. то, из чего возникают все вещи).

Сократ (469—399 гг. до н. э.), впер­вые в центре философии видит проблему человека как морального существа, Сократ занимался, прежде всего, природой нравственности человека, определением добра, зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляет суть души человека. Отсюда стремление философа к самопоз­нанию. К познанию себя именно как «человека вообще», т. е. моральной, общественно-значимой личности.

4 в. до н.э. является для Греции эпохой "высокой классики". В это время были созданы две философские системы, наиболее ярко выразившие античную философскую мысль, - философские системы Платона и Аристотеля. Грандиозность платоновской метафизики заключается в том, что им было совершено открытие новой реальности - сверхчувственного, над физического пространства, о котором и речи не было в философии физиса. Именно это открытие Платона стало важнейшим этапом и ввело в западную мысль основание для размежевания на материальное и нематериальное, чувственное и сверхчувственное. Проблема познания Платоном представлена как извлечение из души истины, уже имеющейся в ней в наличии, а методом этого извлечения является сократическая майевтика, и в целом термин "диалектика" приобретает, него новое значение.

Аристотель (384 г. до н. э. — 322 г. до н. э.) был учеником Платона. Основные возражения Аристотеля про­тив учителя концентрируются вокруг теории идей Плато­на. Аристотель считал, что идеи, конечно, есть, и они есть причина вещей. Но вместе с тем, идеи должны быть в са­мих вещах, а не в каком-то умопостигаемом, «втором» мире, «мире идей». «Если идеи вне мира, каким образом они опре­деляют мир?» — спрашивал Аристотель.

Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона? 1) мир один. Он духовно-материальный, реально существующий мир; 2) вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т. е. изучать следует саму дей­ствительность, а не «запредельный» мир идей; 3) в центре познания должны быть не аб­стракции и схемы ума, а сами вещи и процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: