Философия Нового времени. Цель: раскрыть характерные черты философии Канта, Гегеля, Фейербаха

Цель: раскрыть характерные черты философии Канта, Гегеля, Фейербаха

Задачи: 1. Рассмотреть гносеологию Канта, априоризм, трансцендентальный идеализм

2. Раскрыть систему объективного идеализма и диалектику Гегеля, его понятия абсолютного Духа, абсолютной идеи

3. Антропологический материализм Фейербаха, теория духовного отчуждения времени, разумный эгоизм, сенсуализм

Философия Нового времени занимает 16—18 вв. Это время становления и оформления многих естествен­ных наук, отпочковавшихся от философии.

Итак, мы видим, что, в отличие от эпохи Ренессанса, в философии Нового времени появляется ряд специфичес­ких проблем и установок.

1. Полная секуляризация науки. Синтез науки с рели­гией, веры с разумом — невозможен. Никакие авторитеты (античность и т. д.) не признаются, кроме авторитета само­го разума.

2. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия че­ловечества. Именно наука способна обогатить человечест­во, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.

3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован глав­ный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени.

Разумеется, другие проблемы философии никуда не исчезают, а развиваются дальше. В том числе проблемы, связанные с религией, моралью, проблемы человека и т. п. Но они оттесняются на периферию интересов ученых.

Линию объективного идеализма в истории философии развивал в этот период немецкий философ Г.Лейбниц(1646-1716). Он поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоя­тельно существующей психической субстанцией – монадой.

Живая сила, согласно Лейбницу, есть проявление самодеятельности материи и отождествляется с нематериальной сущностью душой каждой вещи. Душа составляет сущность каждой субстанции - монады, а высшей монадой является Бог.

Епископ Беркли противопоставлял свои взгляды материализму и стремился опровергнуть его, видел в материалистических представлениях теоретическую основу атеизма и безбожия. Он настойчиво стремился доказать, что понятие "материя" является фикцией, что материя - это только совокупность ощущений.

Еще дальше по указанному пути пошел Давид Юм (1711—1776). Не только «субстанция», «материя», но и та­кие понятия науки, как «причина», «следствие», «необходимость», «случайность» — есть «фикции» нашего ума.

На самом деле эти понятия обозначают связь впечатлений опыта. Предметы или процессы есть совокупность восприятий Ума (у Беркли «совокупность ощущений»). Ум людей активен, ум имеет «энергию», или способность «рассматри­вать» явления мира через призму причинно-следственных связей.

Т.Гоббс (англ.фил.) формулирует концепцию естественного равенства всех людей и на этой основе закладывает учение о правах и обязанностях человека как гражданина. В понимании государства и его политики, функций и задач Гоббс, по словам Б.Рассела, является одним из первых современных политических мыслителей, опиравшихся на здравый смысл и общественно-политический опыт.

Подобно тому, как в общей философии Дж.Локк явился выразителем позиции здравого смысла, в политической философии - он классический выразитель правовых представлений буржуазного общест­ва. В работе "Два трактата о правлении" Локк продолжает развивать идеи Гоббса о договорном характере государства, о формах наилучшего его устройства, о его целях и функциях. В отличие от Гоббса он не ото­ждествляет государство с гражданским обществом, признавая уже в так называемом естественном состоянии существование частной собствен­ности, свободы личности и других социальных установлений и призна­ков. Переход к государству, по Локку, был обусловлен необходимостью более эффективной регуляции отношений собственности, личных свобод и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: