Цель: раскрыть характерные черты философии Канта, Гегеля, Фейербаха
Задачи: 1. Рассмотреть гносеологию Канта, априоризм, трансцендентальный идеализм
2. Раскрыть систему объективного идеализма и диалектику Гегеля, его понятия абсолютного Духа, абсолютной идеи
3. Антропологический материализм Фейербаха, теория духовного отчуждения времени, разумный эгоизм, сенсуализм
Философия Нового времени занимает 16—18 вв. Это время становления и оформления многих естественных наук, отпочковавшихся от философии.
Итак, мы видим, что, в отличие от эпохи Ренессанса, в философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок.
1. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом — невозможен. Никакие авторитеты (античность и т. д.) не признаются, кроме авторитета самого разума.
2. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.
|
|
3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени.
Разумеется, другие проблемы философии никуда не исчезают, а развиваются дальше. В том числе проблемы, связанные с религией, моралью, проблемы человека и т. п. Но они оттесняются на периферию интересов ученых.
Линию объективного идеализма в истории философии развивал в этот период немецкий философ Г.Лейбниц(1646-1716). Он поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно существующей психической субстанцией – монадой.
Живая сила, согласно Лейбницу, есть проявление самодеятельности материи и отождествляется с нематериальной сущностью душой каждой вещи. Душа составляет сущность каждой субстанции - монады, а высшей монадой является Бог.
Епископ Беркли противопоставлял свои взгляды материализму и стремился опровергнуть его, видел в материалистических представлениях теоретическую основу атеизма и безбожия. Он настойчиво стремился доказать, что понятие "материя" является фикцией, что материя - это только совокупность ощущений.
Еще дальше по указанному пути пошел Давид Юм (1711—1776). Не только «субстанция», «материя», но и такие понятия науки, как «причина», «следствие», «необходимость», «случайность» — есть «фикции» нашего ума.
На самом деле эти понятия обозначают связь впечатлений опыта. Предметы или процессы есть совокупность восприятий Ума (у Беркли «совокупность ощущений»). Ум людей активен, ум имеет «энергию», или способность «рассматривать» явления мира через призму причинно-следственных связей.
|
|
Т.Гоббс (англ.фил.) формулирует концепцию естественного равенства всех людей и на этой основе закладывает учение о правах и обязанностях человека как гражданина. В понимании государства и его политики, функций и задач Гоббс, по словам Б.Рассела, является одним из первых современных политических мыслителей, опиравшихся на здравый смысл и общественно-политический опыт.
Подобно тому, как в общей философии Дж.Локк явился выразителем позиции здравого смысла, в политической философии - он классический выразитель правовых представлений буржуазного общества. В работе "Два трактата о правлении" Локк продолжает развивать идеи Гоббса о договорном характере государства, о формах наилучшего его устройства, о его целях и функциях. В отличие от Гоббса он не отождествляет государство с гражданским обществом, признавая уже в так называемом естественном состоянии существование частной собственности, свободы личности и других социальных установлений и признаков. Переход к государству, по Локку, был обусловлен необходимостью более эффективной регуляции отношений собственности, личных свобод и т.д.