Основные черты и особенности средневекового сообщества

Киевское государство появляется на исторической арене во вто- рой половине I тысячелетия новой эры. В этот период в ходе Велико- го переселения варварских народов было завершено разрушение ан- тичной цивилизации. Высоко оценивая ее достижения, итальянские мыслители-гуманисты XVI в. назвали временной промежуток между античностью и Возрождением (Ренессансом) medium aevum, что пере- водится с латыни как «средний век» в значении промежуточный, не- значительный, вложив в понятие уничижительный смысл.

Понимание истинного значения этого периода в истории чело- вечества пришло значительно позднее. Что же сегодня мы подразу- меваем под Средними веками? Следует помнить при этом, что дис- курс (рассуждения, размышления) мы ведем в контексте европейской исторической типологии. Однако цивилизации Востока тоже имеют соответствующий этап в своем развитии.


Хронологически Средние века – это период между антично- стью и Новым временем. В 476 г. н.э. вождь одного из варварских племен Одоакр сверг последнего римского императора Августула, приняв на себя титул императора. Это событие условно принято счи- тать окончанием античного мироустройства. Конец средневековья и начало Нового времени связывают с Английской буржуазной рево- люцией 1648 г., положившей начало принципиально новым буржуаз- ным общественным отношениям и образу жизни. В этот период по- мимо Европы существовал еще один цивилизационный центр – в Азии и на севере Африки, где на основе древнейших цивилизаций шли во многом аналогичные процессы, имевшие свои особенности.

Средние века – достаточно длительный этап в мировой истории. Его принято подразделять на три периода: раннее средневековье – V – начало XI вв.; зрелое – XI–XV вв.; позднее – XV – середина XVII вв. Каждый из этапов имеет существенные особенности, но средневеко- вью присущи и общие черты.

Средние века в Европе насыщены важнейшими для истории ми- ровой цивилизации событиями и явлениями. Происходило не только крушение предшествовавшего мироустройства, но и созидание на руинах греко-римской цивилизации новой западно-европейской ци-

вилизации, наследовавшей великим древнейшим цивилизациям и За- пада, и Востока. В силу этих обстоятельств ее принято характеризо- вать как синтезную.

Это период создания новых государств, городов; торговых пу- тей, пересекавших страны и континенты; период формирования со- временных народов и наций; укрепления современных монотеистиче- ских религий – христианской, исламской, буддистской конфессий, главные принципы которых лежат в основе средневекового мировоз- зрения и миропорядка. Это время великих научных открытий, высо- чайших достижений материальной и духовной культуры и одновре- менно период кровопролитных конфликтов между светской и цер- ковной властями, длившихся десятилетиями войн между властными

династиями внутри государств и завоевательных походов.

Основным видом производственной деятельности было сельское хозяйство с элементами ремесла и торговли. Труд был по преиму- ществу ручным. В Европе в этот период сложился способ производ- ства, который принято называть феодальным (от фр. «феод» – земле- владение). Владели землей феодалы – представители социально- политической элиты. Земля являлась основным средством производ-


ства, объектом собственности и приложения сил. Основной ячейкой общества было хозяйство непосредственного производителя – земле- дельца-общинника, крестьянина (от рус. «христианин» ).

По мере развития средневекового сообщества возрастало значение права собственности на землю, что вызывало внутреннюю и внешнюю экспансию. Внутри государств, когда свободных земель становилось все меньше, объектом притязания становились не только земли феода- лов-соседей, но, как правило, земли крестьян-общинников. (На Восто- ке, в Азии, земля и ресурсы принадлежали верховному владыке).

Феодалы (и западные, и восточные) не только не довольствова- лись захватом земли других собственников внутри государства, но и вели внешнюю завоевательную политику. Агрессия осуществлялась зачастую под благовидным предлогом – распространение собствен- ной, более высокой, по мнению агрессоров, культуры и цивилизации. Широко известны так называемые крестовые походы европейцев в Иерусалим ради освобождения Гроба Господня с конца XI до конца XIII вв., совершавшиеся на самом деле с целью обогащения, реализа- ции амбициозных планов политической элиты, или создание великой империи турками-османами (Высокая Порта), поработившими множе- ство иноплеменных народов, долгие века боровшихся за национальное освобождение, – болгар, сербов, румын, венгров-мадьяр. (Последствия этого противостояния мы с горечью наблюдаем и сегодня в тяжелом конфликте православных славян-сербов и мусульман-албанцев).

Важнейшей характерной чертой эпохи была религиозность – ус- тойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на вере в Бога-Творца всего сущего. Средневековый человек был ориентирован на интенсивную духовную жизнь, самосовершенствование в надежде получить спасение в Царствии Божием. Самыми распространенными конфессиями (вероисповеданиями, церковными организациями) бы- ли: христианство (католичество, протестантизм и православие) в Ев- ропе; мусульманство (ислам) и иудаизм на Арабском и Среднем Вос- токе; буддизм на Дальнем Востоке.

Средневековое общество было замкнутым, локальным. Эта осо-

бенность была обусловлена не только натуральным типом хозяйства

(все необходимое производилось его участниками). Крушение Рима,

«вечного города», нанесло тяжелую психологическую травму обще- ственному сознанию. Население Римской империи, как центра, так и провинций, пыталось обособиться от внешнего мира, который нес


разрушения и страдания, и вместе с тем стремилось внутренне консо- лидироваться. Отсюда замкнутость сообществ, от семьи до сословий (корпораций).

Средневековое общество пронизывала корпоративность. Ос- новными чертами корпораций (объединений по профессиональным, религиозным, социальным основаниям) являлись не только внутрен- няя солидарность, но и демократизм, то есть равноправие всех членов корпорации. Члены корпораций чувствовали свою защищенность в отношениях с окружающим обществом и государством. Корпоратив- ность способствовала впоследствии возникновению диалога общест- ва с властью в целях социальной стабилизации, утверждения системы

«горизонтального» контроля внутри общества за соблюдением его членами моральных норм и юридических законов. Между корпора- циями часто возникали конфликты, противоречия. Но существовала и возможность компромиссов, договоренностей, иногда перехода из одной корпорации в другую.

Общественную жизнь отличала иерархичность и патриархаль- ность. Эти черты были обусловлены сохранявшейся традиционно- стью средневекового общества и религиозным мировоззрением. Но

формировались и новые средневековые институты, которые наследо-

вали эти черты. На верхних этажах социальной лестницы возник ин- ститут вассалитета (договор между двумя феодалами о службе). (На Востоке – отношения подданства в условиях деспотической верхов- ной власти). Между социальными «верхами» (землевладельцами) и

«низами» (крестьянами) складывались отношения личной зависимо-

сти на основе феодальной собственности на землю.

Значительную роль в условиях средневековой жизни играли вооруженные силы. Дружины феодалов (впоследствии – личная гвар- дия монархов) представляли основную опору феодала и средство осуществления внутренней (организация порядка) и внешней полити- ки (защита границ и завоевательные походы); защиту порядка, в ос- нове которого лежало право сильного, а не правого.

Таким образом, на основе экономических, социально-полити- ческих, культурных процессов в условиях средневековья сформиро- вались два основных цивилизационных региона – западно-европейс-

кий (христианский) и азиатско-североафриканский (арабо-мусуль-

манский). Они имели и общие черты, и существенные особенности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: