Кому и зачем нужна любовь?

Философ XIX века Артур Шопенгауэр утверждал, что

"влюбленность, какой бы неземной она ни представлялась,

всегда коренится только в половом инстинкте,

более того, она только точнее определенный, специализированный,

даже в самом строгом смысле индивидуализированный половой инстинкт"

[Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. -М.: Наука, 1993. - Т. 2: О воле в природе. -C. 534].

"Браки по любви заключаются в интересах рода, а не индивидов. Правда, влюбленные полагают, что ищут своего счастья, однако действительная цель остается им неизвестной, ибо она заключается в рождении индивида, которого могут создать только они" [C.555].

Основным субъектом брачного подбора, по Шопенгауэру, выступает род,

а инстинкт является инструментом восстановления, сохранения и "типа рода".

развития

Тип рода (нации, племени?) заложен в подсознании индивида

в качестве эталона красоты,

ориентира для его поиска самой желанной, суженой...

"Из-за тысячи физических случайностей и моральных превратностей

возникает множество искажений человеческого образа,

и тем не менее его подлинный тип все время восстанавливается

во всех своих частях;

Происходит это под действием чувства красоты,

которое всегда связано с половым влечением...

1. Каждый решительно предпочтет.. самых красивых индивидов, т.е. таких, в которых наиболее чисто выражен характер рода;

во-вторых, будет искать в другом индивиде именно те совершенства,

которых лишен он сам, сочтет прекрасным даже несовершенства, если они противоположны его собственным;

поэтому, например, мужчины маленького роста влюбляются в крупных женщин, блондины - в брюнеток и т.д.

[Шопенгауэр А. Т. 2: О воле в природе.-C. 539].

Шопенгауэр полагал, что "гений рода" всегда незримо присутствует в желаниях и поступках конкретного человека.

Половая любовь определяет "состав следующего поколения.

Поэтому именно "гений рода", заинтересованный в высокой жизнеспособности новых поколений, соединяет посредством любви наиболее подходящих для их создания мужчин и женщин.

В контексте подхода А.Шопенгауэра получает объяснение феномен любви "с первого взгляда", ибо "только дух рода способен одним взглядом оценить, какое значение данная женщина имеет для него, для его целей".

Чем больше притяжение полов, тем явственнее выражена воля рода,

который видит в таком сочетании мужчины и женщины гарантию рождения "гармонической, хорошо сформированной индивидуальности".

И "наоборот, взаимное решительное и упорное отвращение, испытываемое мужчиной и девушкой, указывает на то, что создать они могут лишь дурно организованное, лишенное внутренней гармонии, несчастное существо".

Современные исследования американских в частности ученых показали,

что мужчины и женщины подбирают себе брачную пару,

бессознательно исходя из трех критериев красоты:

ª симметрии,

ª пропорциональности и

ª усредненности параметров тела и его отдельных органов,

которые фиксируются на уровне "генетических знаний"

Ученые-биологи Р. Кушнерович и А. Маленков пошли еще дальше.

Только лишь механизмом естественного отбора невозможно объяснить

то гигантское ускорение эволюционного процесса,

которое происходило на протяжении последних биологических эпох практически по экспоненте.

Что стало катализатором ускорения развития жизни на Земле?

Ведь если ограничиться принципом случайности естественного развития,

тогда вероятность возникновения, например, обезьяны

будет сопоставима с вероятностью сборки этой обезьяной

работающего телевизора из рассыпанных деталей.

Следовательно, должен действовать какой-то мощный усилитель внутривидового отбора.

Этим усилителем эволюционного процесса является "закон любви".

Разнополость есть одно из важнейших условий биологической эволюции.

А любовь - сила притяжения разделенного мужского и женского начала

- это проявление великой энергии Природы,

мощный катализатор совершенствования всего живого.

"Новейшая биология накопила множество свидетельств тому, что половая селективность не только присуща животному миру, но является правилом, можно сказать, законом".

Противников у пантеистической теории любви хватало всегда.

Одним из самых блестящих из них был Вл. Соловьев,

написавший знаменитое эссе "Смысл любви",

где он как раз и полемизирует с А. Шопенгауэром по этому поводу.

Русский философ совсем не исключал

"провиденциального подбора производителей",

которое в животном мире "служит для произведения организмов

более совершенных".

Однако в мире человеческом, по его мнению,

это является прерогативой не "гения рода", а Промысла Божия.

Формулировка смысла человеческой любви, данной Вл.Соловьевым,

- "оправдании и спасении индивидуальности чрез жертву эгоизма"

Интегральной в этом смысле представляется позиция Георга Зиммеля,

который не сомневался в том, что предварительной формой любви является "притяжение полов".

Зиммель считал, что любовь порождена жизнью в качестве средства для продолжения жизни,

но затем "любовью эта жизнь сама себя трансцендировала, своими собственными силами породила измену себе,...

обнаруживая, что центральна для себя она сама [любовь],

а не сохранение и продолжение рода

и не надобность произвести некоего третьего"

Зиммель фиксирует телеологическую инверсию любви, когда она из средства продолжения жизни превращается в самоцель, отвергающую ее.

Вл.Соловьевым отмечалась следующая закономерность:

"чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов,

тем сила размножения становится меньше,

а сила полового влечения, напротив, больше".

5. ЛЮБОВЬ - НЕСЧАСТНАЯ СТРАНА"

А. Шопенгауэр, в отличие от Вл.Соловьева,

не считал нормой смертоносные эксцессы любви,

известные нам по шедеврам мировой литературы.

Однако, практически все, всерьез анализировавшие сущность любви,

отмечали ее внутренний трагизм,

имеющий отнюдь не литературное происхождение.

Связано это с тем, что любовь всегда предполагает

самоотречение индивида от присущего ему по рождению эгоизма,

фактически от самого себя.

Любовь - иллюзия, обман, западня, наживка, на которую ловится индивид,

дабы в ущерб себе выполнить функцию продолжения рода.

"Нет вещи более обманчивой, чем сладострастие" [Платон].

"..к трагическому исходу ведет не только неудовлетворенная страсть,

и удовлетворенная страсть чаще ведет к несчастью, чем к счастью"

[А. Шопенгауэр.-C. 553].

"Человеком...руководит инстинкт, направленный на лучшее для рода,

тогда как человек полагает,

что он ищет лишь собственного высшего наслаждения" [С. 539].


Шкалы любви и симпатии З.Рубина

Rubin Z/Measurement of romantic love/ Journal of personality and social psychology/ 1970, vol/ 16, № 1.

(Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алёшина. Шкалы любви и симпатии // Методические программы и методика исследования брака и семьи. [Под ред. К.ф.н. Мацковского М.С. (отв. Ред.), к.ф.н. Гурко Т.А.]. – М., 1986.- С. 25-33)

1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно всё.

2. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.

3. Для него (неё) я готова абсолютно на всё.

4. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним.

5. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.

6. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.

7. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (неё).

8. Когда мы вместе, у нас схожее настроение.

9. Он (она) очень умный человек.

10. В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после знакомства.

11. Я думаю, что мы с ним (с ней) внутренне похожи друг на друга.

12. Мне хотелось бы быть похожей на него (на неё).

13. Он самый обаятельный человек.

14. Я уверена (уверен), что он (она) хорошо ко мне относится.

Шкала оценок (модифицирована Ю.Бубновым):

Да, это так (3 балла)

Вероятно, это так (2 балла)

Вряд ли это так (1 балл)

Это совсем не так (0 баллов)

Перевод в проценты (модификация Ю. Бубнова):

Сумму полученных баллов умножить на 100 и разделить на 42.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: