Ветствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма фран-
Чайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распро-
Странение, ибо вполне устраивала обе стороны. Как пишут Дж. Стэн-
Глава 6. Малые предприятия и их развитие 101
ворт и Б. Смит, система ≪связанных домов≫ появилась как защитный
Механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объем про-
Даж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар
Получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных на-
питков. Система ≪связанных домов≫, доказав, что является эффектив-
Ным коммерческим механизмом, существует до сих пор1.
Примерно в тот же период в несколько иной форме франчай-
Зинг начал использоваться в США компанией по производству
Швейных машин предпринимателя и изобретателя Зингера (Singer
Sewing Machine Company). Фабрика Зингера в г. Элизабет, США,
Первой в мире внедрила методы массового производства задолго до
Того, как их стали применять в новой мощной индустрии XX в. —в
автомобилестроении. К началу XX в. швейных машин марки ≪Зин-
гер≫ было произведено около 21 млн. Здание компании в Нью-
Йорке имело 48 этажей и было самым высоким в городе.
При таком огромном производстве, естественно, встали про-
Блемы реализации продукции, обслуживания швейных машин и за-
Мены неисправных деталей. Организовать это централизованно бы-
Ло бы весьма невыгодно, поскольку швейные машины расходились
По всему миру. В таких условиях была задумана и создана франчай-
Зинговая система, которая предоставляла финансово независимым
Фирмам в США и в других странах исключительные права прода-
Вать швейные машины и обслуживать их в пределах определенной
Территории. Это были по сути первые дистрибьюторские соглаше-
Ния с дополнительными обязательствами франчайзи (дилера) об-
Служивать машины по первому требованию покупателя.
Именно франчайзинговая система фирмы ≪Зингер≫ послужила об-
Разцом и толчком для дальнейшего развития этой системы в ряде дру-
гих отраслей. Так, в 1898 г. фирма ≪Дженерал Моторс≫ использовала
Независимые мелкие фирмы, чтобы увеличить дистрибьюторскую сеть
Способом, не требующим инвестиций. При этом дилер не имел права
Продавать машины других производителей. От него требовалось также
Вложить свой собственный капитал в дело, чтобы обеспечить высокий
Уровень обслуживания и поддерживать имидж фирмы —продавца
Франшиз. Следует отметить, что система продажи автомашин с помо-
Щью франшиз ведется и в наше время в ряде стран мира.