Продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соот-

Ветствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма фран-

Чайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распро-

Странение, ибо вполне устраивала обе стороны. Как пишут Дж. Стэн-

Глава 6. Малые предприятия и их развитие 101

ворт и Б. Смит, система ≪связанных домов≫ появилась как защитный

Механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объем про-

Даж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар

Получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных на-

питков. Система ≪связанных домов≫, доказав, что является эффектив-

Ным коммерческим механизмом, существует до сих пор1.

Примерно в тот же период в несколько иной форме франчай-

Зинг начал использоваться в США компанией по производству

Швейных машин предпринимателя и изобретателя Зингера (Singer

Sewing Machine Company). Фабрика Зингера в г. Элизабет, США,

Первой в мире внедрила методы массового производства задолго до

Того, как их стали применять в новой мощной индустрии XX в. —в

автомобилестроении. К началу XX в. швейных машин марки ≪Зин-

гер≫ было произведено около 21 млн. Здание компании в Нью-

Йорке имело 48 этажей и было самым высоким в городе.

При таком огромном производстве, естественно, встали про-

Блемы реализации продукции, обслуживания швейных машин и за-

Мены неисправных деталей. Организовать это централизованно бы-

Ло бы весьма невыгодно, поскольку швейные машины расходились

По всему миру. В таких условиях была задумана и создана франчай-

Зинговая система, которая предоставляла финансово независимым

Фирмам в США и в других странах исключительные права прода-

Вать швейные машины и обслуживать их в пределах определенной

Территории. Это были по сути первые дистрибьюторские соглаше-

Ния с дополнительными обязательствами франчайзи (дилера) об-

Служивать машины по первому требованию покупателя.

Именно франчайзинговая система фирмы ≪Зингер≫ послужила об-

Разцом и толчком для дальнейшего развития этой системы в ряде дру-

гих отраслей. Так, в 1898 г. фирма ≪Дженерал Моторс≫ использовала

Независимые мелкие фирмы, чтобы увеличить дистрибьюторскую сеть

Способом, не требующим инвестиций. При этом дилер не имел права

Продавать машины других производителей. От него требовалось также

Вложить свой собственный капитал в дело, чтобы обеспечить высокий

Уровень обслуживания и поддерживать имидж фирмы —продавца

Франшиз. Следует отметить, что система продажи автомашин с помо-

Щью франшиз ведется и в наше время в ряде стран мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: