Занятие 28. Психическая саморегуляция как неотъемлемый компонент здоровой личности

С. М. Шингаев

Вводные замечания. Под психическим самоуправлением понимается сознательное воздействие человека на присущие ему психические яв­ления, выполняемую деятельность, собственное поведение, с тем что­бы поддержать или изменить характер их протекания. Психическая саморегуляция (ПСР) направлена на выработку умений и навыков самостоятельно контролировать и регулировать психофизиологиче­ское состояние, дабы повысить эффективность действий, особенно в напряженных ситуациях. Это способствует, в свою очередь, повыше­нию эффективности профессиональной деятельности, укреплению психического здоровья. Таким образом, развитое умение управлять своей психикой и держать ее под контролем расценивается как сред­ство защиты человека от бытовых и профессиональных неурядиц и выступает одним из важнейших признаков душевного здоровья лич­ности.

ПСР включает в себя три основных модуля:

• изменение тонуса скелетных мышц и дыхания;

• активное включение представлений и чувственных образов;

• использование программирующей и регулирующей роли слова.

Цель занятия. Овладение техникой психической саморегуляции.

Программа занятия. Предлагаемый вариант методики проведения общего курса ПСР, разработанный С. И. Макшановым, является развитием модифицированной версии А. Б. Балунова и позволяет ис­пользовать его в самых различных целях: для оптимизации психиче­ских функций обучающихся, интенсификации отдыха, коррекции свойств личности. Курс состоит из двух частей — теоретических и практических занятий, проводимых в течение 2-3 месяцев.

Теоретический курс направлен на повышение компетентности! обучающихся и включает следующие темы: сущность ПСР, истори­ческие корни, разновидности, получаемые эффекты, методы, теоретические и методологические аспекты; организационно-методические вопросы проведения курса.

Практический курс состоит из 12 занятий. Их рекомендуется про­водить 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия —1ч. Занятия проводятся под руководством тренера, деятельность кото­рого состоит в непосредственном руководстве процессом психосамо­регуляции, управлении процессом выработки внушаемых состоя­ний — расслабления, покоя, активизации. При этом учитываются категория обучаемых, их возраст, пол, профессия, цели конкретного занятия. Тренер строит свою работу с обучаемыми дифференциро­ванно, используя различные техники внушающего воздействия и технические средства.

Задача обучаемых — сконцентрировать свое внимание на сеансе ПСР, мобилизации воли, воображения, памяти в требуемом направ­лении. Обучаемые заняты самонаблюдением, самоанализом и само­оценкой вызываемых ощущений. В ходе первых занятий на основе убеждения и внушения формируется чувство осознанной необходи­мости и потребности управлять собственной психикой. В процессе переживания определенных ощущений (покоя, расслабления, тепла) обучаемый оценивает вызываемые состояния, научается произволь­но корректировать силу их проявления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: