Стадии правотворческого процесса

Первая стадия – изучение общественных отношений, обще-

ственной практики с целью выявления правовой потребности об-

щества. Далее определяется государственный орган, в чью право-

творческую компетенцию входит решение данного вопроса. По-

путно решается вопрос о форме нормативного правового акта.

Принимается решение о подготовке правового акта. Здесь

необходимыми этапами являются создание концепции акта, подго-

товка проекта.

Подготовленный проект нормативного правового акта, а при

необходимости – и проект другого нормативного правового акта,

принимаемого в его развитие, направляются на согласование с за-

интересованными государственными органами и организациями.

Государственные органы и организации, которым проект норма-

тивного правового акта направлен на согласование, должны под-

готовить свои замечания и предложения по проекту или сообщить

об их отсутствии органу, разработавшему проект, в течение три-

дцати календарных дней со дня получения, если иной, более ко-

роткий, срок не был установлен уполномоченным органом.

По полученным замечаниям проект, при необходимости, до-

рабатывается органом, разработавшим проект, а рабочая группа

составляет справку о принятых и отклоненных замечаниях, моти-

вах отклонения замечаний. Эта справка передается государствен-


ному органу, создавшему рабочую группу, вместе с проектом нор-

мативного правового акта.

Законы, как известно, принимаются парламентом, хотя во

многих государствах есть так называемая форма делегированного

законодательства. В частности, Парламент РК в соответствии п. 3

статьи 53 Конституции вправе делегировать законодательные пол-

номочия Президенту на срок, не превышающий одного года.

В любом случае законотворческий процесс состоит из четы-

рех основных стадий:

- законодательная инициатива;

- обсуждение законопроекта;

- принятие закона;

- введение в действие, опубликование.

Под законодательной инициативой понимается право внесе-

ния в органы представительной власти предложений по принятию

и совершенствованию законодательства, т.е. конкретных законо-

проектов.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан зако-

нодательной инициативой обладают Президент, депутаты Парла-

мента и Правительство. Обсуждение законопроектов проходит

следующие стадии: сначала в комитетах (зачастую в профильном

комитете), затем на заседании бюро и пленарном заседании Ма-

жилиса, обсуждение продолжается затем в Сенате, который дол-

жен рассмотреть законопроект в течение 60 дней. Далее законо-

проект, принятый большинством голосов от общего числа депута-

тов Сената, становится законом и в течение десяти дней представ-

ляется Президенту на подпись.

У Президента РК есть право отклонить принятый парламен-

том закон (право вето). В таком случае закон с поправками и пред-

ложениями президента возвращается в парламент. Подробная про-

цедура преодоления разногласий по проекту закона между палата-

ми парламента и президентом закреплена в п. 4 статьи 61 Консти-

туции РК и Законе о парламенте РК.

Статья 4 Конституции Республики Казахстан гласит: все за-

коны, международные договоры, участием которых является рес-

публика, публикуются. Официальное опубликование нормативных

правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граж-

дан, является обязательным условием их применения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: