Тема 1.2.Цивилизации Древнего Востока

(2 часа)

Цивилизации Древнего востока и античного мира. Общинное, государственное, рыночное хоз-во. Города – экономические, политические и культурные центры. Социальные группы и сословия в древних обществах. Статус личности. Рабство. Государство, общество, личность в странах Древнего Востока и античного мира. Власть общественная и государственная. Картина мира древних людей. Языческие верования. Мифология Древнего Востока и античного мира

Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant «восход»), Анатолия (< др.-гр. Ανατολία), «Mizrah» на иврите (זריחה означает «восход»), «sharq» на арабском языке (شرق) и «Страна Восходящего Солнца» по отношению к Японии. Противоположный термин «Запад» происходит от латинского слова occidens («там, где солнце садится»).

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «Варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий. Это еще больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.

Ко II — I тыс. до н. э. у древневосточных обществ, как отмечает проф. В. М. Строгецкий, сложилась деспотическая форма правления, основанная на разветвленной бюрократической системе и жреческой идеологии, ограниченном праве частной собственности и отсутствии понятия свободы личности

Еще три-четыре тысячелетия назад весь европейский север был покрыт труднопроходимыми лесами. Не существовало ни обширных пашен, ни городов. Да и редкое население по большей части ютилось маленькими селениями в долинах рек, либо на морских побережьях. И в это же время, на юге и востоке, на плодородных землях вдоль Тигра и Евфрата, что в Месопотамии, в цветущей долине реки Нил в Египте, в Индии (а, точнее, в северной ее части), вдоль реки Хуанхэ в Китае, уже расцвела богатая и высокая культура. Здесь уже существовали людные и шумные столицы – преисполненные чудесами египетские Фивы, роскошный Вавилон, Ниневия - «логовище львов». Здесь, трудами искуснейших зодчих, воздвигались дворцы, поражающие своим великолепием, а тончайшие росписи, статуи и рельефы, украшавшие их, по сей день будоражат воображение. Здесь впервые в человеческом обществе произошло деление на классы, появились рабы и господа. Впервые люди познали манящую сладость роскоши и изысканности, ощутили непреодолимую тягу к искусству, перестали довольствоваться лишь необходимым, презрев аскезу.

Одной из самых древнейших цивилизаций древнего Востока, несомненно, было Египетское государство, могучее и солнечное, как бог Ра. Ассирия, славившаяся своими непобедимыми воинами и Вавилония, страна мудрецов, уютно расположились в междуречье Тигра и Евфрата. Страна мореходов – Финикия - была расположена на Средиземном море, а точнее, на восточном его побережье. Между персидским заливом и Каспийским морем, в горах, жили племена эламитян и мидян. А на юге Иранского плоскогорья, в месте, где сухой жаркий песок чередуется с цветущими долинами и реками, проживали племена парсуа, образовывавшие знаменитое Персидское царство. Именно эти племена в середине шестого века подчинили себе большую часть стран Ближнего Востока. Вплоть до завоевания Александром Македонским, почти два столетия, властвовала в Персидском государстве царственная династия Ахеменидов.

А вот несколько обособленно, расцветала культура Древнего Китая, не отягощенная непосредственной связью с различными политическими событиями, происходящими на Ближнем Востоке. Еще в 1400 году до нашей эры (согласно преданиям) вдоль реки Хуанхэ был заложен первый камень огромного города Шан. В семнадцатом веке до нашей эры кочевники, которые покорили его, переименовали его в город Инь. Собственно, от этого города и берет название древнейший исторический период Китая – Шанский, или Иньский. Люди, населявшие государство Шан-Инь уже были знакомы с искусством письма, а также широко использовали в военных и бытовых целях медь и бронзу. Во втором веке до нашей эры, во времена царствования династии Хань, Китайское государство уже простиралось далеко к западу, достигая границами Средней Азии. Чуть позже наладился регулярный обмен знаменитого на весь мир китайского шелка на различные изделия, изготовленные в западных странах. Но, следует отметить, что все-таки непосредственного соприкосновения со странами Средиземноморья, Китайская цивилизация не знала.

Некоторые римские и греческие историки лично побывали во многих странах древнего Востока. Они бродили по улицам и базарным площадям, слушали и записывали легенды о древних царях и героях, описывали сказочные, потрясающие воображение дворцы, изумлялись великолепием храмов прошлого. Именно основываясь на всем услышанном и увиденном, творил, тщательно записывая на пергаменте свою «Историю», знаменитый эллин Геродот. Во многом, именно благодаря ему, европейцы могли хоть что-то узнать о истории цивилизаций древнего Востока, так как ранее, до того, как сделалось возможным прочесть древние письмена исчезнувших цивилизаций, труды римских и греческих историков были единственным источником знаний о них.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: