У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках. Общение происходит успешно, если собеседники могут согласовывать свои репрезентативные системы, вести общение на «одном языке».
Данная методика[2] позволяет более четко определить, какая репрезентативная система является для Вас ведущей.
Инструкция: Для каждого из утверждений поставьте определенный ранг, например, цифру — ранг 1 перед предложением, которое, как Вы считаете, лучше всего описывает Вас (больше всего Вам подходит), затем ранг 2 — перед предложением, которое подходит Вам более всего после первого, и так до четырех.
Вопрос Ответ/ранг | ||||||||||||
I | ||||||||||||
II | ||||||||||||
III | ||||||||||||
IV |
1. Я скорее всего скажу:
I — важные решения — это дело чувств;
II — важные решения зависят от моего настроения;
III — важные решения зависят от моей точки зрения;
IV — важные решения — это дело логики и ума.
2. Тот скорее окажет влияние на меня:
I — у кого приятный голос;
II — кто хорошо выглядит;
III — кто говорит разумные мысли;
IV — кто оставляет у меня хорошие чувства.
3. Если я хочу узнать, как Вы поживаете:
I — я посмотрю на вашу внешность;
II — я проверю, что Вы чувствуете;
III — я прислушаюсь к звукам вашего голоса;
IV — я обращу внимание на то, что Вы говорите.
4. Для меня легко:
I — модулировать полноту звуков в стереосистеме;
II — сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;
III — выбрать суперкомфортабельную мебель;
IV — найти богатые комбинации красок.
5. I — Мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;
II — мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности;
III — я хорошо чувствую одежду, облегчающую мое тело;
IV — когда я смотрю на комнату, я описываю ее в ярких красках.
6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:
I — им следует узнать о моих чувствах;
II — им следует посмотреть, как я одет;
III — им следует послушать, что я говорю;
IV — им следует прислушаться к интонациям моего голоса.
7. Я предпочитаю:
I — услышать факты, о которых Вы знаете;
II — увидеть картины, которые Вы нарисовали;
III — узнать о ваших чувствах;
IV — послушать интонации вашего голоса, звуки происходящих событий.
8. I — Когда я вижу что-то, я верю этому;
II — когда я слышу факты, я верю им;
III — я верю, когда чувствую что-то;
IV — в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.
9. I — Обычно я хорошо чувствую настроения своей семьи;
II — я могу нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи;
III — я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;
IV — я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.
10. I — Я учусь понимать какие-то вещи;
II — я учусь делать какие-то вещи;
III — я учусь слушать новое;
IV — я учусь видеть новые возможности.
11. Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее:
I — приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств;
II — приду к выводу, что важные решения принимаются в зависимости от моего настроения;
III — приму те, которые я вижу наиболее отчетливо;
IV — приму их с помощью логики и разума.
12. I — Мне легко вспомнить как звучит голос моего друга;
II — мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;
III — хорошая мысль — вспомнить, что говорил мой друг;
IV — мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга.