Тема 2: Международные финансовые отношения

1 Платежный баланс, внешний долг и золотовалютные запасы.

2 Международная валютная система и валютный рынок.

3 Международный кредит.

4 Международный рынок капитала

1 Платежный баланс, внешний долг и золотовалютные запасы.

Платежный баланс (balance of payments) – статистический отчет, в котором в систематическом виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами за определенный период времени.

Платежный баланс (ПБ), в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае — пассивным. ПБ является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность.

При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи (счета), который предполагает, что любая международная сделка автоматически учитывается в платежном балансе дважды: один раз как кредит, а второй раз как дебет.

К кредиту относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей и приток валюты (такие сделки записываются со знаком «плюс»). К дебету относятся те сделки, в результате которых происходит приток ценностей и отток валюты (такие сделки записываются со знаком «минус»).

Платежный баланс состоит из разделов, которые делятся на группы статей, состоящих из отдельных статей, отвечающим определенным операциям. Часто для более детального описания статьи разбиваются на подстатьи.

При публикации ПБ может быть представлен в «нейтральной» или в «гипотетической(аналитической)» форме. В «нейтральной» форме товары, услуги и текущие трансферты объединяются в счете текущих операций, а капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, финансовые производные, прочие инвестиции и резервные активы − в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами. Для обеспечения равенства между счетами, добавляется балансирующая статья «Чистые ошибки и пропуски» и выводится общее нулевое сальдо.

«Нейтральная» форма представления обладает рядом недостатков, в частности в нем исчезает совокупный результат экономического и иного общения резидентов страны с внешним миром, кроме этого невозможно определить, имеют ли приводимые показатели самостоятельное значение, или же они являются производными проводками, включенными туда ради соблюдения принципа двойной записи.

В связи с этим наряду с «нейтральным представлением» МВФ рекомендует составлять альтернативную версию платежного баланса, суть которой заключается в переклассификации и перегруппировке имеющихся сведений.. Этот вариант («аналитическое представление») уже предполагает выведение активного или пассивного сальдо платежного баланса, которое должно определяться как суммарный результат независимых, автономных операций текущего и капитального характера, самостоятельно осуществляемых резидентами и нерезидентами в их взаимоотношениях друг с другом, и, таким образом, показывать направленность внешнеэкономической деятельности страны. Все прочие операции, в особенности по линии официальных властей, рассматриваются как балансирующие операции по финансированию или использованию сальдо, свидетельствующие о способах и источниках его урегулирования.

К факторам, оказывающим воздействие на платежный баланс стран относятся:

1. Рост национального дохода в реальном отражении (повышение темпов развития национальной экономики увеличивает спрос на импортные товары и услуги, вызывает ухудшение текущего платежного баланса страны. Снижение темпов экономического роста данной страны, наоборот, улучшает состояние ее платежного баланса по текущим операциям.)

2. Изменение реальной ставки процента на международном рынке капитала (рост реального процента вызывает снижение уровня внутреннего потребления, инвестиций, сокращению импорта, улучшению платежного баланса по текущим операциям)

3. Инфляция (в условиях фиксированного паритета влияние инфляции на платежный баланс проявляется через счета текущих операций)

Рассмотрим более подробно структуру ПБ

1. Счёт текущих операций

A. Торговый баланс

B. Баланс услуг

C. Текущие трансферты

2. Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами

A. Счёт операций с капиталом

B. Финансовый счёт.

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции

3. Другие инвестиции

4. Резервные активы

Анализ активов и пассивов баланса является частью анализа имущественного положения при рассмотрении финансово-хозяйственного состояния предприятия. При анализе активов и пассивов баланса прослеживается динамика их состояния в анализируемом периоде. Анализ структуры и изменения статей баланса показывает:

· какова величина текущих и постоянных активов, как изменяется их соотношение, а также за счет чего они финансируются;

· какие статьи растут опережающими темпами, и как это сказывается на структуре баланса;

· какую долю активов составляют товарно-материальные запасы и дебиторская задолженность;

· насколько велика доля собственных средств, и в какой степени компания зависит от заемных ресурсов;

· каково распределение заемных средств по срочности;

· какую долю в пассивах составляет задолженность перед бюджетом, банками и трудовым коллективом.

В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой относительные показатели финансового состояния. Следует иметь ввиду, что в условиях инфляции ценность анализа по абсолютным показателям значительно снижается и для нейтрализации этого фактора как раз и проводится анализ по относительным показателям структуры баланса. Последние рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

Помимо анализа абсолютных и относительных показателей, в данной работе я применю и другие методики экономического анализа. Практика экономического анализа выработала такие правила чтения финансовых отчетов, как:

Горизонтальный анализ (временной) -сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный анализ (структурный) -определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя.

Разница между товарным экспортом и товарным импортом образует торговый баланс. Товарный экспорт учитывается со знаком «плюс» и выступает как кредит, поскольку создает запасы валюты в НБ. Товарный импорт учитывается со знаком «минус» и выступает как дебет, поскольку сокращает запасы валюты в НБ.

Принято считать, что превышение экспорта над импортом, т.е. активное сальдо торгового баланса считается признаком здорового состояния экономики: увеличивается спрос на мировом рынке на отечественные товары и покупатели на внутреннем рынке предпочитают отечественные товары импортным.

Вторым подразделом счёта текущих операций является баланс услуг. Услуги приобретают всё большее значение в международной торговле. Фиксируется также экспорт и импорт не факторных услуг (патенты и лицензии, международный туризм, страхование).К факторным услугам в счете текущих операций относятся доходы от инвестиций и оплата труда.

Чистые текущие трансферты включают переводы частных лиц и государственных средств в другие страны без перевода в ответ товаров и услуг (переводы, пенсии, подарки, репарации, безвозмездная помощь).

Второй раздел платёжного баланса Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами состоит главным образом из статей, в которых отражается движение капитала и финансовых инструментов, в частности учитываются прямые и портфельные инвестиции. В этом разделе отражаются торговые кредиты и авансы, предоставленные и привлечённые; ссуды и займы, предоставленные и привлечённые; наличная иностранная валюта; остатки на текущих счетах и депозиты; просроченная задолженность, в том числе задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений; изменение задолженности по своевременно непоступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам.

Дефицит баланса текущих операций отражает увеличение задолженности страны другим странам. Когда страна сталкивается с дефицитом баланса текущих операций она обязана его оплатить.

Дефицит счета текущих операций платежного баланса может быть профинансирован:

• путем продажи части активов иностранцам, то есть за счет вложения иностранного капитала в экономику данной страны в форме прямых или портфельных инвестиций;

• с помощью зарубежных займов у иностранных банков, правительств или международных организаций;

• за счет сокращения официальных валютных резервов, хранящихся в Центральном банке.

Счет капитала и финансовых операций включает также чистые капитальные трансферты (безвозмездную передачу собственности на основной капитал). К ним относятся инвестиционные гранты, предоставленные, например, на строительство дорог, больниц, аэродромов. "Списание" задолженности правительству также включается в данный раздел платежного баланса.

Сальдо по статьям счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, которые отражают предоставление и получение долгосрочных и краткосрочных кредитов, показывает чистые поступления иностранной валюты от всех сделок с активами. Предоставление кредитов означает расходы на покупку активов за границей (акций, облигаций, недвижимости и т.д.), получение же кредитов — не что иное как поступления от продажи активов

Долгосрочные кредиты предоставляются в форме "прямых" или «портфельных» инвестиций.

Положительное сальдо счета движения капитала определяется как чистый приток капитала в страну. Наоборот, чистый отток (или вывоз капитала) возникает на фоне дефицита счета движения капитала, когда расходы на покупки активов за границей превосходят доходы от их продажи за рубеж.

Поскольку данные, на основе которых составляется платёжный баланс, поступают из разных источников, то для подведения окончательного итога приходится прибегать к статье «Чистые ошибки и пропуски». С формальной точки зрения величина этой статьи платёжного баланса рассчитывается как разница между суммой счёта текущих операций и счёта операций с капиталом и финансовыми инструментами, с одной стороны, и величиной изменения официальных валютных (и иных связанных) резервов — с другой.

Итоговый баланс

Суммирование первого и второго разделов баланса, а также статьи «Ошибки и пропуски» позволяет подвести итоговый баланс, который может иметь либо положительное, либо отрицательное сальдо.

Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.

Первый метод — это прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения ддя многих фирм страны и соответственно воспринимаются враждебно.

В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект (он больше или меньше зависит от уровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательства и способности правительства следить за выполнением своих решений). В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создается «тепличный режим» для местных производителей, снижается интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

Не вызывает враждебности, а наоборот, приветствуется отечественными фирмами такая прямая мера, как субсидирование экспорта. Но она дорогостояща, и поэтому ее применение обычно связано с состоянием бюджета страны. Так, вряд ли состояние государственного бюджета России позволит ей в ближайшем будущем активно субсидировать экспорт.

Второй метод — дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, при этом побочным эффектом является улучшение состояния платежного баланса.

Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощности для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение реальной процентной ставки привлекает в страну краткосрочный капитал, если, конечно, здесь есть развитая банковская система и низок уровень политического риска.

Однако имеется и другая точка зрения: дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт. При дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует их налаживать экспорт.

Третий метод — изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) часто стремится удержать эти колебания в определенных пределах, ориентируясь на так называемые курсовые цели, дабы избежать сильных экономических потрясений.

Изменения обменного курса помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но при этом надо учитывать, что эффект от девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. Поэтому различаются кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений обменного курса на платежный баланс.

Так, инерция внешнеторговых потоков часто приводит к тому, что впервые месяцы после сильного падения курса национальной валюты торговый баланс не изменяется и даже может произойти, как ни странно, его ухудшение.

Ведь экспортерам нужно время, чтобы нарастить свой экспорт, а импортерам — время, чтобы сократить количество новых контрактов. А пока внешнеторговые потоки идут по ранее заключенным контрактам, стоимость экспорта и импорта в долларах не сокращается, на внутреннем рынке стоимость экспортируемых товаров в рублях остается той же, а стоимость импортных товаров возрастает. Правда, спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает и импорт сокращается.

Эластичность импорта в современных условиях имеет тенденцию к снижению, так как из-за растущего участия всех стран в международном разделении труда постоянно увеличивается в национальном импорте доля тех товаров, ввоз которых объективно необходим. Поэтому в средне- и долгосрочном плане девальвация слабо сокращает национальный импорт, а ревальвация его заметно увеличивает. Экспорт обычно более эластичен и поэтому в средне- и долгосрочном плане более чуток к курсу национальной валюты. Так, заниженный курс марки и иены был мощным стимулом для западногерманского и японского экспорта впервые послевоенные десятилетия.

Воздействие изменений в обменном курсе на движение капитала различно. Ввоз долгосрочного капитала в страну определяется перспективными целями, и поэтому на нем слабо отражаются изменения обменного курса. Для ввоза краткосрочного капитала в страну со свободно конвертируемой валютой, наоборот, это имеет большое значение, так как здесь имеется возможность играть на изменениях курса. Ввоз увеличивается перед возможной ревальвацией, а после нее возрастает вывоз капитала.

Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития Республики Беларусь. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в Беларуси, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

Финансирование дефицита бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран ими международных финансовых организаций, представляет возможность получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита бюджета эмиссионным путем создает угрозу высокой инфляции. Однако вместе с тем при обращении и внешнему долгу по истечении срока займа происходит утечка национального дохода за границу, так как долг надо возвращать и выплачивать проценты по нему (обслуживать), что ведет к сокращениям внутреннего объема производства и спаду в экономике.

Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранными гражданами, другими государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат заимствований за пределами государства.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

- в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;

- путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.

Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса.

Таким образом, в связи с серьезными негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

Наиболее употребительными для измерения бремени внешнего долга являются два показателя: снижение 1) размера внешнего долга или 2) расходов по обслуживанию внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг.

Исследование динамики объема и структуры валового внешнего долга Республики Беларусь позволило выделить в развитии современной внешнедолговой ситуации следующие негативные тенденции.

1. Резкий рост валового внешнего долга, включая государственный внешний долг.

2. Значительное увеличение объема внешних заимствований негосударственного (корпоративного) сектора. На начало 2013 года внешний госдолг составлял порядка 12 млрд долларов США (55,3% ВВП, по сравнению с 36% в 1997 г.).

3. Негативное влияние мирового финансового кризиса на конкурентоспособность белорусского экспорта. Его развитие вызвало снижение мирового спроса на товары и услуги, что привело к падению мировых цен на основные статьи белорусского экспорта (нефтепродукты, продукцию машиностроения и металлообработки, продовольствие, транспортные услуги, за исключением трубопроводного транспорта, а также, возможно, на калийные удобрения). В результате следует ожидать не только уменьшения валютной выручки, но и сокращения поступления в бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты, размер которых привязан к мировым ценам на нефть.

4. Недостаточный объем международных резервных активов, который является одним из самых низких показателей среди стран СНГ и развивающихся государств. Учитывая опасность (угрозу) интенсивного оттока капитала за счет выплаты корпоративных внешних долгов, положение в данной сфере может еще больше ухудшиться.

5. Крайне низкое использование рыночных инструментов внешнего финансирования - долговых ценных бумаг. В современной международной практике основным инструментом суверенных заимствований служит именно выпуск ценных бумаг (прежде всего еврооблигаций).

6. Высокая и быстро растущая стоимость обслуживания долга, которая может потребовать рефинансирования или уже сейчас, или в 2013-2014 гг. (когда для Беларуси наступит пик платежей по внешнему государственному долгу).

Основными целями накопления и использования золотовалютных резервов являются:

1. Обеспечение стабильной денежной единицы путем проведения валютных интервенций.

Действие механизма золотых интервенций аналогично проведению валютных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать официальные золотые резервы, скупая национальную валюту, и наоборот, для снижения курса национальной валюты центральные банки покупают золото, уменьшая тем самым напряженность на рынке национальной валюты.

Для золотых интервенций используются официальные золотые резервы, и изменение их уровня наряду с валютной составляющей золотовалютных резервов может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

2.Поддержание устойчивого экономического роста путем создания условий, благоприятных для привлечения инвестиционного капитала.

Обеспечение первоочередных потребностей государства в валютных ресурсах путем проведения операций привлечения иностранной валюты под обеспечение золота под более низкий процент.

Получение прямого экономического и социального эффекта от использования драгоценных металлов в банковских операциях, а также поддержание доверия со стороны крупных международных финансовых институтов.

Создание условий для дополнительного притока в Республику Беларусь валюты путем всестороннего вовлечения субъектов хозяйствования как Республики Беларусь, так и иностранных партнеров. Это может быть достигнуто разработкой ранее не использовавшихся инструментов денежно-кредитного регулирования, таких, как операции с ценными бумагами, обеспеченными золотом.

6.Восстановление доверия к Правительству и государству в целом.

7.Необходимость покрытия золотовалютными резервами объема трехмесячного критического импорта.

Для реализации вышеперечисленных задач могут быть использованы следующие источники пополнения запасов драгоценных металлов. Проведение закупок драгоценных металлов на внутреннем рынке Республики Беларусь путем вовлечения в процесс накопления и использования драгметаллов дополнительных контрагентов (физических лиц, юридических лиц, в том числе уполномоченных банков).

Данное направление заслуживает особого внимания, так как проблема формирования реально функционирующего рынка драгоценных металлов стоит сейчас особенно остро.

Становление рынка драгоценных металлов предполагает в первую очередь частичное ограничение государственной монополии на операции с драгоценными металлами. Однако либерализация рынка должна осуществляться одновременно с созданием благоприятных условий субъектам хозяйствования для притока драгоценных металлов в Республику Беларусь. Это особенно важно в условиях, когда Республика Беларусь не является золотодобывающей страной.

Видятся следующие пути создания благоприятного инвестиционного климата для становления и всестороннего накопления государственных запасов драгоценных металлов:

1. Появление в Республике Беларусь реального покупателя на ввозимые драгоценные металлы. Исходя из практики Российской Федерации, таким покупателем может выступать Национальный банк Республики Беларусь.

Имея доступ к информации на мировых рынках драгоценных металлов, Национальный банк способен оперативно реагировать на ликвидность внутреннего рынка Республики Беларусь. В этой связи Министерству экономики совместно с Национальным банком Республики Беларусь необходимо разработать гибкую систему ценообразования, при которой Национальным банком Республики Беларусь будет устанавливаться официальная котировка на драгоценные металлы. При этом субъекты хозяйствования, в частности уполномоченные банки, смогут самостоятельно определять цену на драгоценные металлы, руководствуясь официальной ценой Национального банка Республики, Беларусь и исходя из ситуации на рынке, нормы прибыли, а также понесенных банком расходов по тем или иным операциям с драгоценными металлами.

Объективные экономические предпосылки становления рынка драгоценных металлов предполагают возможность установления разницы между ценами покупки и продажи с целью покрытия участниками операций своих затрат по ним и получения определенного дохода от проведения данных операций.

2. Вторым этапом при формировании рынка драгоценных металлов может стать создание биржи драгоценных металлов. А для этого необходимо обеспечить свободный доступ драгоценных металлов на рынок.

Биржа драгоценных металлов может быть создана на базе уже существующей Межбанковской валютно-фондовой биржи. Это обстоятельство позволит более полно сбалансировать в Республике Беларусь спрос и предложение на драгоценные металлы, до минимума сократив разрыв между владельцем и конечным потребителем драгоценного металла.

Основными преимуществами создания биржи драгоценных металлов являются:

а)биржа является своего рода гарантом исполнения заключенных на ней сделок и организации расчетов, позволяя снизить риски неисполнения сторонами своих обязательств по сделкам;

б)торги на единой площадке делают более мобильным капитал и обеспечивают его быстрый переток между различными рынками, что повышает ликвидность банковской системы и ее отдельных звеньев;

в)биржевая торговля формирует единые котировки для всех участников биржи, чем обеспечивается возможность оперативных интервенций Национального банка, исходя из ликвидности данного сегмента рынка;

г)смягчение налогового давления на субъектов хозяйствования при организации ими поставок драгоценных металлов на территорию Республики Беларусь.

Наряду с вопросом создания биржи драгоценных металлов особо остро стоит вопрос обеспечения режима свободного функционирования различных металлических счетов. Разрешение банкам свободно осуществлять операции с драгоценными металлами без их фактического перемещения будет способствовать их накоплению в едином центре. Таковым может выступать Национальный банк Республики Беларусь.

Источниками пополнения золотого запаса Госфонда могут служить также плановые поставки драгоценных металлов из оперативного фонда с целью их рационального использования.

Драгоценные металлы, поступающие в оперативный фонд, должны проходить переработку в слитки, соответствующие международным стандартам качества, и распределяться в резервный фонд и золотой запас. Принимая во внимание, что резервный фонд может быть использован по распоряжению главы государства и является неприкосновенным запасом, пополнение которого осуществляется в соответствии с прогнозными размерами Госфонда, утвержденными распоряжением Президента Республики Беларусь, передачу драгоценных металлов целесообразно осуществлять в золотой запас с целью их дальнейшего использования в интересах государства.

Проведение Национальным банком активных операций на международном рынке.

В настоящее время, учитывая экономическую сущность банковских операций с драгоценными металлами на международном рынке, Национальным банком Республики Беларусь предлагается осуществление следующих видов операций: депозитных; операций СВОП, при которых право собственности на драгоценные металлы остается у Национального банка Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: