Для древнеиндийского мировоззрения характерно богатое развитие форм предфилософии. Такая предфилософия зарождается в древнейшем памятнике индийской литературы — Ведах. В них выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым сочетались философские представления о мире, человеке, нравственности.
Все школы и системы древнеиндийской философии принято разделять на два больших лагеря. В первом сосредоточены ортодоксальные системы, в которых признается авторитет Вед.
К неортодоксальным системам, не признающим авторитета Вед, относятся три основные школы: чарвака, буддизм и джайнизм.
Уясняя особенности каждой из них, подчеркнем, что все системы имели ряд общих черт, характерных для всей древнеиндийской философии:
1. Все системы рассматривают философию как практическую необходимость, а не просто удовлетворение интеллектуальной любознательности.
2. Всем системам присуще стремление понять истинную природу Вселенной и смысл человеческой Жизни.
3. Для всех систем характерна вера в «вечный нравственный миропорядок», который распространяется на богов, небесные тела и на самого человека. Идея этого закона нашла отражение в общей концепции кармы: то есть все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают соответствующие последствия в его жизни. Карма - это и закон возмездия, и рок, и судьба, строго предопределенный закон причины-следствия. Закон кармы управляет не только жизнью существ, но и устройством физического мира.
|
|
4. Во всех системах причиной наших страданий считается незнание реальности, следовательно, необходимо познание реальной природы мира и самого себя.
Наряду с общими чертами индийских школ и систем, у них есть и определенные особенности. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Чарвака («чар» — четыре; «вак» — слово) — материалистическая система. Ее основные положения таковы:
— мир состоит из четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух);
— их комбинация вызывает появление наделенного сознанием живого тела;
— сознание не может существовать вне тела, следовательно, после смерти от человека ничего не остается, значит нет потустороннего мира и жизни после смерти;
— существование бога — не более, чем миф.
Буддийская система выросла из учения Гаутамы Будды и известна под названием «четырех благородных истин»:
1) страдание существует повсеместно;
2) оно причинно обусловлено;
3) есть условия, порождающие страдание;
4) есть путь, ведущий к прекращению страдания, заключающийся в контроле за условиями, причиняющими его. Он состоит из восьми ступеней и завершается достижением нирваны.
|
|
Также весьма древней является система йога («йога» - единение), систематизатором которой считается мудрец Патанджали. Это философско-этическая концепция, требующая исполнения предписаний Вед, наставлений брахманов, а также активности и ответственности людей за свои поступки. Главная задача йоги - освобождение ума от всего ложного, достижение его ясности путем физических и психических упражнений. Только с прекращением смен душевных состояний достигается спокойствие, чистота ума, человек погружается в недеятельное состояние.
Это достигается следующими средствами (так называемый восьмиступенчатый путь освобождения): 1) воздержание — преодоление порочных стремлений; 2) культура, то есть развитие положительных привычек: соблюдение моральных и гигиенических правил, выработка хороших чувств (дружелюбие, бодрость), привычка довольствоваться малым, строгое соблюдение религиозных обетов и т.д.; 3) дисциплина тела (асана); 4) контроль ума над чувствами; 5) внимание; 6) контроль за дыханием; 7) созерцание объекта; 8) сосредоточение.
Конечной целью йоги является блаженство самосознания, погружение в себя, освобождение души.
Весьма интересными в йоге являются разработка психологических проблем, психотерапии, аутотренинга, попытки понять связь между психическим и соматическим.
Написанные на санскрите Веды («Совершенное знание») причисляются к наиболее древним свидетельствам индийской культуры. Однако настоящей родиной Вед является не Индия или какая-то другая страна мира. Они, по мнению сторонников этой точки зрения, созданы не людьми, безграничны во времени и являются откровениями самой природы.
Считается, что Аюрведа имеет божественное происхождение и ее появление на Земле связывается с посещением нашей планеты различными полубогами и мудрецами, которые обладали способностью путешествовать во Вселенной. Впервые Аюрведа была поведана Брахмой, главенствующим Божеством этой Вселенной и ее создателем. Брахма был озабочен тем, что созданная им Вселенная населялась существами, страдающими от недугов. Он дал сыну Дакше знание Аюрведы, чтобы отпрыски Дакши не страдали от болезней.
Поскольку в Аюрведе такое большое внимание уделяется духовному аспекту жизни, то естественно, что все меры направлены на го, чтобы способствовать прогрессу в духовной жизни. И Аюрведа дает знание не только о том, как лечить болезни, но и том, как различные аспекты нашей жизни могут помогать или препятствовать нашему духовному росту. Аюрведа описывает такие стороны жизни как диета, режим дня, работа, взаимоотношения с окружающими и то, как привести в порядок свою жизнь, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на развитии духовного компонента нашего существования.
В ведической системе психическая конституция обычно определяется по трем гунам: Сатвой, Раджасом и Тамасом, которые проявляются как ясность, рассеянность и тупость (соответственно).
Сатвичный тип человека имеет гармоничную природу и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и спокойствию ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем.
Люди раджасичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя сжечь чрезмерной активностью. Болезнь у них обычно протекает остро, и выздоровление возможно только при изменениях в образе жизни и отказе от вредных привычек. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни, не желают тратить время для своего выздоровления или брать на себя ответственность за свое здоровье. Они предпочитают, чтобы врач брал всю ответственность за их здоровье на себя, и обычно говорят: «А вы гарантируете, что меня вылечите?» В своих болезнях они предпочитают винить кого угодно, кроме самих себя. Наша современная культура очень раджасична. Поэтому некоторые наши раджасичные черты могут быть обусловлены скорее внешними обстоятельствами, чем нашей собственной природой.
|
|
Тамасичный тип больше других расположен к затяжным, хроническим болезням. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудно излечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.
Для того, чтобы возвыситься до Сатва гуны, мы должны открыть наш ум для восприятия высших аспектов человеческой жизни. В результате того, что длительное время наш ум был закрыт для духовных вопросов, неудовлетворенность жизнью может стать хронической, и мы, не находя выхода из ситуации, живем под управлением гун материальной природы. Мы должны найти мир и покой в своей душе. Наш ум сатвичен по своей природе, а Сатва гуна — это гармония и совершенство во всем.
Пренебрежение нашим внутренним голосом, голосом нашей души - это корень всех психических нарушений. Мы никогда не должны идти против своей совести. Тот, кто действует и думает под воздействием обстоятельств и не слушает свой внутренний голос, голос своей совести, никогда не узнает чувства внутренней безопасности и покоя, необходимого для психического здоровья. Наш бессознательный ум Антаратма - очень могущественная сила. Он дает нам защиту от того, чтобы мы не действовали против правил морали, против нашей совести. Если мы переступаем через самих себя, мы будем скорбеть и сожалеть об этом в своем сердце. Такая внутренняя скорбь является причиной умственных расстройств - неудовлетворенности и беспокойства.
Древние индусы верили в существование тонкой субстанции ума. Все вещи, которые мы воспринимаем, прежде всего появляются в нашем уме. Тип наших действий зависит от типа восприятия, а наша способность ясно воспринимать окружающий мир зависит от Сатва гуны. Буквально слово «сатва» означает — нечто, обладающее той же природой, что и истина или реальность.
|
|
Таким образом, Аюрведа рассматривает человека как единство тела, души, поведения и окружающего мира. Целью его существования является долгая и здоровая жизнь, которой сопутствует его внутреннее, развитие и успех.