Философия Древней Индии

Для древнеиндийского мировоззрения характерно богатое развитие форм предфилософии. Такая предфилософия зарождается в древ­нейшем памятнике индийской литературы — Ведах. В них выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым сочетались философские представления о мире, человеке, нравственности.

Все школы и системы древнеиндийской философии принято раз­делять на два больших лагеря. В первом сосредоточены ортодоксаль­ные системы, в которых признается авторитет Вед.

К неортодоксальным системам, не признающим авторитета Вед, относятся три основные школы: чарвака, буддизм и джайнизм.

Уясняя особенности каждой из них, подчеркнем, что все системы имели ряд общих черт, характерных для всей древнеиндийской фи­лософии:

1. Все системы рассматривают философию как практическую не­обходимость, а не просто удовлетворение интеллектуальной любозна­тельности.

2. Всем системам присуще стремление понять истинную природу Вселенной и смысл человеческой Жизни.

3. Для всех систем характерна вера в «вечный нравственный ми­ропорядок», который распространяется на богов, небесные тела и на самого человека. Идея этого закона нашла отражение в общей кон­цепции кармы: то есть все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают соответствующие последствия в его жизни. Карма - это и закон возмездия, и рок, и судьба, строго предопределенный закон при­чины-следствия. Закон кармы управляет не только жизнью существ, но и устройством физического мира.

4. Во всех системах причиной наших страданий считается незна­ние реальности, следовательно, необходимо познание реальной при­роды мира и самого себя.

Наряду с общими чертами индийских школ и систем, у них есть и определенные особенности. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Чарвака («чар» — четыре; «вак» — слово) — материалистическая си­стема. Ее основные положения таковы:

— мир состоит из четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух);

— их комбинация вызывает появление наделенного сознанием жи­вого тела;

— сознание не может существовать вне тела, следовательно, после смерти от человека ничего не остается, значит нет потустороннего мира и жизни после смерти;

— существование бога — не более, чем миф.

Буддийская система выросла из учения Гаутамы Будды и извест­на под названием «четырех благородных истин»:

1) страдание су­ществует повсеместно;

2) оно причинно обусловлено;

3) есть усло­вия, порождающие страдание;

4) есть путь, ведущий к прекращению страдания, заключающийся в контроле за условиями, причиняющи­ми его. Он состоит из восьми ступеней и завершается достижением нирваны.

Также весьма древней является система йога («йога» - единение), систематизатором которой считается мудрец Патанджали. Это философско-этическая концепция, требующая исполнения предписаний Вед, наставлений брахманов, а также активности и ответственности людей за свои поступки. Главная задача йоги - освобождение ума от всего ложного, достижение его ясности путем физических и психи­ческих упражнений. Только с прекращением смен душевных состояний достигается спокойствие, чистота ума, человек погружается в недеятельное состояние.

Это достигается следующими средствами (так называемый восьмиступенчатый путь освобождения): 1) воздер­жание — преодоление порочных стремлений; 2) культура, то есть развитие положительных привычек: соблюдение моральных и гигиени­ческих правил, выработка хороших чувств (дружелюбие, бодрость), привычка довольствоваться малым, строгое соблюдение религиозных обетов и т.д.; 3) дисциплина тела (асана); 4) контроль ума над чувст­вами; 5) внимание; 6) контроль за дыханием; 7) созерцание объекта; 8) сосредоточение.

Конечной целью йоги является блаженство самосознания, погру­жение в себя, освобождение души.

Весьма интересными в йоге являются разработка психологических проблем, психотерапии, аутотренинга, попытки понять связь между психическим и соматическим.

Написанные на санскрите Веды («Совершенное знание») причис­ляются к наиболее древним свидетельствам индийской культуры. Однако настоящей родиной Вед является не Ин­дия или какая-то другая страна мира. Они, по мнению сторонников этой точки зрения, созданы не людьми, безграничны во времени и яв­ляются откровениями самой природы.

Считается, что Аюрведа имеет божественное происхождение и ее появление на Земле связывается с посещением нашей планеты раз­личными полубогами и мудрецами, которые обладали способностью путешествовать во Вселенной. Впервые Аюрведа была поведана Брахмой, главенствующим Божеством этой Вселенной и ее создателем. Брахма был озабочен тем, что созданная им Вселенная населялась существами, страдающими от недугов. Он дал сыну Дакше знание Аюрведы, чтобы отпрыски Дакши не страдали от болезней.

Поскольку в Аюрведе такое большое внимание уделяется духовно­му аспекту жизни, то естественно, что все меры направлены на го, чтобы способствовать прогрессу в духовной жизни. И Аюрведа дает знание не только о том, как лечить болезни, но и том, как различ­ные аспекты нашей жизни могут помогать или препятствовать наше­му духовному росту. Аюрведа описывает такие стороны жизни как диета, режим дня, работа, взаимоотношения с окружающими и то, как привести в порядок свою жизнь, чтобы иметь возможность сконцент­рироваться на развитии духовного компонента нашего существования.

В ведической системе психическая конституция обычно определяет­ся по трем гунам: Сатвой, Раджасом и Тамасом, которые проявляются как ясность, рассеянность и тупость (соответственно).

Сатвичный тип человека имеет гармоничную природу и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и спокойствию ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем.

Люди раджасичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя сжечь чрезмерной активностью. Болезнь у них обыч­но протекает остро, и выздоровление возможно только при изменени­ях в образе жизни и отказе от вредных привычек. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни, не желают тратить время для своего выздоровления или брать на себя ответственность за свое здо­ровье. Они предпочитают, чтобы врач брал всю ответственность за их здоровье на себя, и обычно говорят: «А вы гарантируете, что меня вы­лечите?» В своих болезнях они предпочитают винить кого угодно, кро­ме самих себя. Наша современная культура очень раджасична. Поэто­му некоторые наши раджасичные черты могут быть обусловлены скорее внешними обстоятельствами, чем нашей собственной природой.

Тамасичный тип больше других расположен к затяжным, хроничес­ким болезням. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудно излечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.

Для того, чтобы возвыситься до Сатва гуны, мы должны открыть наш ум для восприятия высших аспектов человеческой жизни. В ре­зультате того, что длительное время наш ум был закрыт для духовных вопросов, неудовлетворенность жизнью может стать хронической, и мы, не находя выхода из ситуации, живем под управлением гун мате­риальной природы. Мы должны найти мир и покой в своей душе. Наш ум сатвичен по своей природе, а Сатва гуна — это гармония и совер­шенство во всем.

Пренебрежение нашим внутренним голосом, голосом нашей ду­ши - это корень всех психических нарушений. Мы никогда не долж­ны идти против своей совести. Тот, кто действует и думает под воз­действием обстоятельств и не слушает свой внутренний голос, голос своей совести, никогда не узнает чувства внутренней безопасности и покоя, необходимого для психического здоровья. Наш бессознатель­ный ум Антаратма - очень могущественная сила. Он дает нам защиту от того, чтобы мы не действовали против правил морали, против на­шей совести. Если мы переступаем через самих себя, мы будем скор­беть и сожалеть об этом в своем сердце. Такая внутренняя скорбь является причиной умственных расстройств - неудовлетворенности и беспокойства.

Древние индусы верили в существование тонкой субстанции ума. Все вещи, которые мы воспринимаем, прежде всего появляются в на­шем уме. Тип наших действий зависит от типа восприятия, а наша спо­собность ясно воспринимать окружающий мир зависит от Сатва гуны. Буквально слово «сатва» означает — нечто, обладающее той же приро­дой, что и истина или реальность.

Таким образом, Аюрведа рассматривает человека как единство тела, души, поведения и окружающего мира. Целью его существования является долгая и здоровая жизнь, которой сопутствует его внутреннее, развитие и успех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: