Творчество – создание нового. «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности» (БЭС, с 1185). При этом «новое – впервые появившееся, возникшее, открытое, созданное» (Ожегов 8, с. 419). Соответственно, понятие "новое в педагогике" означает как недавно появившееся, возникшее, открытое, созданное в сфере педагогической науки и в педагогической практике ( Поляков С.Д., 1993). Новшество - это средство (новый метод, методика, новая программа, технология и т.д.). "Педагогическое новшество" – более узкое понятие, – это новое в практике образования, ориентированное на учебные и воспитательные цели (там же).
Новация (от лат. novatio – обновление, изменение) – что-либо новое, только что введённое в обиход, новшество (БЭС, с. 811). То есть новация – это первая реализация новшества в естественных (не лабораторных!) условиях. Это образец для внедрения его в массовую практику. Инновация ( от лат. in - а в; novus - новый ) – нововведение (Совр. Словарь ин. слов. ). Нововведение – « это целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое» (Совр. Словарь ин. слов. ). Соответственно, нововведение в педагогике, методике – новшество, введённое в практику, ориентированное на реализованный образец – новацию. Инновация – это процесс освоения новшества.
|
|
В педагогической литературе "инновация" рассматривается как целостная технологическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая её вывод на новый уровень; как принципиально новые образцы деятельности, выходящие за пределы нормы, выводящие профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень путём введения нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию деятельности учителя и учащегося.
В целом, комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств инноваций составляет инновационный процесс. Образовательное учреждение, реализующее инновационный процесс работает в инновационном режиме.
Т.о. Все взаимоотношения представляются в виде цепочки:
Новшество ® новация (нововведение) ® инновация
Определяются следующие главные направления инновационных преобразований в педагогической системе (Подласый, с. 191) (рис. 1):
.
Рис.1. Направления инновационных преобразований
|
|
Эти направления можно сгруппировать, т.е. классифицировать по определённым признакам – основаниям классификации сфере деятельности, к которой относятся инновации и по инновационному потенциалу (Поляков, 1993). Сказанное иллюстрируется таблицей 1.
Табл. 1. Классификация нововведений
№ | Основание классифкации | Классы (типы) нововведений | Характеристики типов |
Сфера деятельности, к которой относятся инновации: | · дидактические, · управленческие · воспитательные восп | ||
По инновационному потенциалу | · радикальные · модификационные · комбинаторские | не имеющие аналогов и прототипов; нововведения связаны с рационализацией, усовершенствованием, модернизацией того, что имеет аналог или прототип (программы, методики, и т.д.); новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались. |
Выделяются три типа педагогов-новаторов-радикалов (Поляков, 1993, с.40):
1) педагоги, покушающиеся на методический этаж, но не претендующие на изменение принципов обучения и воспитания (например, В.Ф. Шаталов до 1986 года);
2) новаторы, деятельность и которых ведёт к перестройке не только методического, но и теоретического этажа педагогики (пример - И.П. Иванов);
3) новаторы, стремящийся к пересмотру всей педагогики (В.В. Давыдов) - самый редкий тип новаторства.
На каждом "этаже" есть свои усовершенствователи и комбинаторы. Их деятельность не только полезна, но порой весьма популярна среди учителей.
Новизна всегда носит конкретно-исторический характер, рождаясь в конкретное время и прогрессивно решая задачи этого исторического этапа. Она может стать достоянием многих, нормой, общепринятой практикой.
В педагогической практике реализуются два существенно отличающихся пути внедрения новшества: "сверху" - директивное, и "снизу" - инициативное. Выделяются пять вариантов нововведенческого процесса (Поляков, 1993).
Директивные («сверху»):
1.Нововведение типа "приказ" - вводится жестко-административно и сразу.
2. Нововведение - "прививка" - к существующей структуре и содержанию деятельности учреждения добавляются новые дополнительные структуры и содержания.
3. "Классическое внедрение" - когда педагогов просвещают, разъясняют особенности работы по-новому, стимулируют и т.п.
Инициативные («снизу»):
4. "Взращивание": инициаторы стараются заинтересовать работников просвещения в принятии новшества и сделать их активными сторонниками нового. Однако, цели, стратегию нововведения определяют инициаторы.
5 ."Выращивание" - путь совместной деятельности инициаторов и последователей.
Методическим новшеством внедрённым «снизу» явился метод опорных конспектов Шаталова. Управленческим новшеством, внедрённым «снизу» являются авторские классы. Авторский класс - это такое творческое сообщество детей и взрослых, которое может существовать относительно автономно, не подчиняясь всецело воспитательнойсистеме школы; такой класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность (Извина, 1999,с.12). Критериями авторского класса являются:
· воспитанность учащихся;
· защищенность и комфортность ребенка в классе (его самочувствие);
· удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
· сформированность классного коллектива;
· репутация класса;
· проявление индивидуальности (лица) классной общности;
· индивидуальность и самореализация каждого учащегося (О.А. Извина).
Авторские классы- это классы-лидеры, где наблюдается высокий уровень развития коллектива, созданы образцы, ориентиры поведения, деятельности, отношений. Эти классы влияют на систему воспитания школы в целом, так как сами, являясь открытыми системами, открыто взаимодействуют с другими внутришкольными коллективами.
|
|
Большой вклад в разработку теории инноваций в педагогике внесли Г.К. Селевко, Загвязинский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Р. Юсуфбекова, С.Д. Поляков и другие.
2.. Уровни мастерства человека. Уровни мышления.
Выделяются четыре качественно различных уровня мастерства человека в любой области деятельност и (В.П. Беспалько):
I уровень. Уровень деятельности по узнаванию, для которого характерны действия с подсказкой.
II уровень. Алгоритмический. Для этого уровня характерны самостоятельные действия по памяти. Это уровень деятельности по воспроизведению.
III уровень. Эвристический. Характерна продуктивная деятельность с опорой на схожие алгоритмы. Это уровень деятельности в нестандартной ситуации. При организации соответствующего обучения учащийся «обречён» постоянно открывать новую для себя (субъективно новую) информацию.
IV уровень. Творческий. Для этого уровня характерна продуктивная деятельность в новой, «нехоженой» области. Только деятельность, продуцирующую объективно новое знание, неизвестное человечеству, можно назвать творческой.
Можно сказать, что вышеназванные пункты представляют собой некую классификацию, в основе которой лежит признак – новизна продукта деятельности.
Вышесказанное позволяет выделить три вида и, соответственно, три уровня мышления учащегося, в основе деления которых лежит признак – новизна продукта мыслительной деятельности (см. также лекцию №5).
· Репродуктивное, алгоритмическое мышление (элементарный уровень). Этот уровень характеризуется умением действовать по эталону, применять известные умения, накладывая их на незнакомую ситуацию, для узнавания и идентификации отдельных сторон в новой ситуации. Отсутствие новизны.
· Продуктивное мышление.
- Эвристический уровень. Характеризуется умением комбинировать известные способы действий (алгоритмы) в новый, приводящий субъекта деятельности к творчеству на уровне самостоятельного получения субъективно нового (неизвестного субъекту, но известного человечеству) знания. Субъективная новизна.
|
|
- Собственно творческий (высокий) уровень. Этот уровень характеризуется генерацией нового знания, постановкой задач, которые являются внутренней потребностью субъекта деятельности. На этом уровне вводятся новые характеристики и физические величины для описания вновь открытых явлений. Объективная новизна.