Новация и нововведение

Творчество – создание нового. «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности» (БЭС, с 1185). При этом «новое – впервые появившееся, возникшее, открытое, созданное» (Ожегов 8, с. 419). Соответственно, понятие "новое в педагогике" означает как недавно появившееся, возникшее, открытое, созданное в сфере педагогической науки и в педагогической практике ( Поляков С.Д., 1993). Новшество - это средство (новый метод, методика, новая программа, технология и т.д.). "Педагогическое новшество" более узкое понятие, это новое в практике образования, ориентированное на учебные и воспитательные цели (там же).

Новация (от лат. novatio обновление, изменение) что-либо новое, только что введённое в обиход, новшество (БЭС, с. 811). То есть новация это первая реализация новшества в естественных (не лабораторных!) условиях. Это образец для внедрения его в массовую практику. Инновация ( от лат. in - а в; novus - новый ) – нововведение (Совр. Словарь ин. слов. ). Нововведение – « это целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое» (Совр. Словарь ин. слов. ). Соответственно, нововведение в педагогике, методике новшество, введённое в практику, ориентированное на реализованный образец новацию. Инновация это процесс освоения новшества.

В педагогической литературе "инновация" рассматривается как целостная технологическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая её вывод на новый уровень; как принципиально новые образцы деятельности, выходящие за пределы нормы, выводящие профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень путём введения нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию деятельности учителя и учащегося.

В целом, комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств инноваций составляет инновационный процесс. Образовательное учреждение, реализующее инновационный процесс работает в инновационном режиме.

Т.о. Все взаимоотношения представляются в виде цепочки:

Новшество ® новация (нововведение) ® инновация

Определяются следующие главные направления инновационных преобразований в педагогической системе (Подласый, с. 191) (рис. 1):

 
 


 
 


.

Рис.1. Направления инновационных преобразований

Эти направления можно сгруппировать, т.е. классифицировать по определённым признакам – основаниям классификации сфере деятельности, к которой относятся инновации и по инновационному потенциалу (Поляков, 1993). Сказанное иллюстрируется таблицей 1.

Табл. 1. Классификация нововведений

Основание классифкации Классы (типы) нововведений Характеристики типов
  Сфера деятельности, к которой относятся инновации: · дидактические, · управленческие · воспитательные восп  
  По инновационному потенциалу · радикальные · модификационные · комбинаторские не имеющие аналогов и прототипов; нововведения связаны с рационализацией, усовершенствованием, модернизацией того, что имеет аналог или прототип (программы, методики, и т.д.); новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались.

Выделяются три типа педагогов-новаторов-радикалов (Поляков, 1993, с.40):

1) педагоги, покушающиеся на методический этаж, но не претендующие на изменение принципов обучения и воспитания (например, В.Ф. Шаталов до 1986 года);

2) новаторы, деятельность и которых ведёт к перестройке не только методического, но и теоретического этажа педагогики (пример - И.П. Иванов);

3) новаторы, стремящийся к пересмотру всей педагогики (В.В. Давыдов) - самый редкий тип новаторства.

На каждом "этаже" есть свои усовершенствователи и комбинаторы. Их деятельность не только полезна, но порой весьма популярна среди учителей.

Новизна всегда носит конкретно-исторический характер, рождаясь в конкретное время и прогрессивно решая задачи этого исторического этапа. Она может стать достоянием многих, нормой, общепринятой практикой.

В педагогической практике реализуются два существенно отличающихся пути внедрения новшества: "сверху" - директивное, и "снизу" - инициативное. Выделяются пять вариантов нововведенческого процесса (Поляков, 1993).

Директивные («сверху»):

1.Нововведение типа "приказ" - вводится жестко-административно и сразу.

2. Нововведение - "прививка" - к существующей структуре и содержанию деятельности учреждения добавляются новые дополнительные структуры и содержания.

3. "Классическое внедрение" - когда педагогов просвещают, разъясняют особенности работы по-новому, стимулируют и т.п.

Инициативные («снизу»):

4. "Взращивание": инициаторы стараются заинтересовать работников просвещения в принятии новшества и сделать их активными сторонниками нового. Однако, цели, стратегию нововведения определяют инициаторы.

5 ."Выращивание" - путь совместной деятельности инициаторов и последователей.

Методическим новшеством внедрённым «снизу» явился метод опорных конспектов Шаталова. Управленческим новшеством, внедрённым «снизу» являются авторские классы. Авторский класс - это такое творческое сообщество детей и взрослых, которое может существовать относительно автономно, не подчиняясь всецело воспитательнойсистеме школы; такой класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность (Извина, 1999,с.12). Критериями авторского класса являются:

· воспитанность учащихся;

· защищенность и комфортность ребенка в классе (его самочувствие);

· удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

· сформированность классного коллектива;

· репутация класса;

· проявление индивидуальности (лица) классной общности;

· индивидуальность и самореализация каждого учащегося (О.А. Извина).

Авторские классы- это классы-лидеры, где наблюдается высокий уровень развития коллектива, созданы образцы, ориентиры поведения, деятельности, отношений. Эти классы влияют на систему воспитания школы в целом, так как сами, являясь открытыми системами, открыто взаимодействуют с другими внутришкольными коллективами.

Большой вклад в разработку теории инноваций в педагогике внесли Г.К. Селевко, Загвязинский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Р. Юсуфбекова, С.Д. Поляков и другие.

2.. Уровни мастерства человека. Уровни мышления.

Выделяются четыре качественно различных уровня мастерства человека в любой области деятельност и (В.П. Беспалько):

I уровень. Уровень деятельности по узнаванию, для которого характерны действия с подсказкой.

II уровень. Алгоритмический. Для этого уровня характерны самостоятельные действия по памяти. Это уровень деятельности по воспроизведению.

III уровень. Эвристический. Характерна продуктивная деятельность с опорой на схожие алгоритмы. Это уровень деятельности в нестандартной ситуации. При организации соответствующего обучения учащийся «обречён» постоянно открывать новую для себя (субъективно новую) информацию.

IV уровень. Творческий. Для этого уровня характерна продуктивная деятельность в новой, «нехоженой» области. Только деятельность, продуцирующую объективно новое знание, неизвестное человечеству, можно назвать творческой.

Можно сказать, что вышеназванные пункты представляют собой некую классификацию, в основе которой лежит признак – новизна продукта деятельности.

Вышесказанное позволяет выделить три вида и, соответственно, три уровня мышления учащегося, в основе деления которых лежит признак – новизна продукта мыслительной деятельности (см. также лекцию №5).

· Репродуктивное, алгоритмическое мышление (элементарный уровень). Этот уровень характеризуется умением действовать по эталону, применять известные умения, накладывая их на незнакомую ситуацию, для узнавания и идентификации отдельных сторон в новой ситуации. Отсутствие новизны.

· Продуктивное мышление.

- Эвристический уровень. Характеризуется умением комбинировать известные способы действий (алгоритмы) в новый, приводящий субъекта деятельности к творчеству на уровне самостоятельного получения субъективно нового (неизвестного субъекту, но известного человечеству) знания. Субъективная новизна.

- Собственно творческий (высокий) уровень. Этот уровень характеризуется генерацией нового знания, постановкой задач, которые являются внутренней потребностью субъекта деятельности. На этом уровне вводятся новые характеристики и физические величины для описания вновь открытых явлений. Объективная новизна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: