Содержание исследовательского проекта

Исследовательский проект оформляется по определённой схеме и включает в себя следующие аспекты:

- актуальность исследования, которая определяется противоречием между задачами стоящими на современном плане и сложившейся практикой обучения (противоречие или несоответствие);

- проблема исследования выделяется из противоречия и формируется в виде вопроса: “Что надо получить, чтобы устранить противоречие?”;

- гипотеза исследования, т.е. научное предположение, которое следует доказать в ходе исследования;

- цель исследования - показывает, что должно быть достигнуто в ходе исследования;

- задачи исследования, которые определяются общей идеей, они выступают как частные, самостоятельные цели по отношению к общей цели;

- объект исследования, то что рассматривается, часть практики или научного знания;

- предмет исследования, та сторона, аспект объекта, который исследуется;

- методы исследования, т.е. способы исследования. Методы педагогического исследования представлены на рис.4.

 
 


 
 
Рис. 4. Методы педагогического исследования


Анкетирование и интервьюрование включают вопросы открытого и закрытого типа. Открытый тип вопросов такой, что ответ должен сформулировать анкетируемый:

- закрытый тип вопросов такой, что дается набор ответов;

- из которого следует выбрать один или несколько ответов.

- Научная новизна (новое), т.е.объективно новое знание, содержащееся в проекте, уровни которого иллюстрирует рис.5.


 
 
Рис. 5. Уровни новизны проекта


- теоретическая и практическая значимость исследования, т.е. конкретные результаты, которые получены при проведении исследования и их значения.

Эксперимент по методике обучения физике включает этапы, которые иллюстрирует рис. 6.

       
 
 
   
Рис.6. Этапы педагогического эксперимента по методике физике


Эксперимент, определяющий актуальность проблемы, обозначает проблему и указывает необходимость решения проблемы. При его проведении, как правило, используется анкетирование.

Три этапа непосредственно методического эксперимента включают:

· Констатирующий этап, результатом которого является констатация недостаточно эффективной методики обучения Для этого выбираются 2 группы учащихся с одинаковым уровнем обученности - контрольная и экспериментальная. В них проводится контрольная работа или контрольное тестирование и определение коэффициента обученности учащихся. Результаты контрольного тестирования показывают одинаково плохой (или недостаточно хороший) результат. Допускается обученность экспериментальной группы хуже, чем в контрольной, но не наоборот.

· Поисковый этап. Проверяется предлагаемая методика. Проводится контроль знаний (умений) в обеих группах, при этом результат в экспериментальной группе оказывается выше.

· Контрольный этап проводится в конце намеченного срока. Определяется коэффициент обученности в обоих группах. Определяется эффективность новой методики.

Уровень знаний (умений) учебной группы определяет коэффициент обученности. Он определятся следующим образом.

Рассчитывается средний балл правильных ответов в группе. Затем определяется коэффициент обученности респондентов по данному вопросу как отношение среднего балла к максимальному количеству баллов:

Структура проекта при его оформлении определяется рассмотренными выше компонентами исследования.

Как правило, новая методика обучения проверяется выявлением её эффективности. Критерии эффективности: объем усвоенных знаний, системность знаний, осмысленность, понимание материала, качество усвоения (с первого рода понял или нет), прочность. На основании выбранных критериев выбираются или составляются тесты, позволяющие определить количественные показатели обученности.

Объем знаний – сумма рангов, правил, понятий, законов, которые должны быть усвоены учащимися.

Показателем системности является понимание учащимися внутренней логики материала; выявить наличие системности знаний позволяют выполнять задания по выводу формул, получению следствий, по решению задач.

Показателем осмысленности знаний является правильность и убедительность суждений, применение знаний к решению задач.

О действенности знаний позволяет судить показатель, определяющий умение переносить знания и виды деятельности на другие области.

Показатель прочности знаний оценивается по объему знаний спустя несколько месяцев после изучения материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: