Фомы реализации проектной деятельности

· Совместные научные публикации и участие в научных конференциях

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, например, в виде доклада или реферата. Учитель вовлекает учащихся в исследовательскую проектную деятельность. Часть учащихся выполняет индивидуальные задания по техническому творчеству (конструирование роботов, моделей), лучшие работы представляются на выставки технического творчества и научно-практические конференции регионального и Российского уровня. Зачёт сдается путем защиты реферата. Результаты исследовательской деятельности учащихся ФМК оформляются в виде доклада на научной ученической (студенческой) конференции или публикации.

Количество публикаций, выступлений на конференциях выступает показателем их опыта исследовательской деятельности и творчества.

· Работа учащихся ФМК в миниколлективах студентов и аспирантов в системе «школа-вуз», модель которой изображена на рисунке 3.

     
 
Преподаватель с учёной степенью– руководитель НИР аспирантов
 
 


Рис. 3. Схема модели непрерывной поддержки и вовлечения школьников
и студентов в научно-исследовательскую деятельность

В такой системе осуществляется сквозное многоступенчатое непрерывное вовлечение учащихся в цепочку исследовательской деятельности «школьник – студент – аспирант – учёный».

· Летняя практика на кафедрах факультета. Двухнедельная производственная практика учащихся ФМК проводится по окончании 10 класса на кафедрах базового вуза – это метод погружения в научно-исследовательскую профессиональную среду (в качестве наблюдателя) учащихся ФМК с целью ознакомления с научными направленисми кафедр, современным научным физическим оборудованием, приобретения начального профессионального опыта в процессе общения с учеными и аспирантами, выбора специальности на факультете (физика, физика металлов, радиофизика и электроника и т.д.). При этом школьники знакомяться и с повседневной будничной работой, и с элементами креативной деятельности профессионала-физика.

По окончании практики учащийся представляет руководителю дневник или отчёт по практике, в котором описывает результаты: описание принципа действия современных научных приборов и оборудования, научных направлений кафедр и специальностей и т.д. (в рамках собственного понимания). По результатам проводится ученическая практическая конференция, на которой каждый отчитывается о результатах, отмечая то новое, что он узнал в стенах факультета.

Перечислим некоторые методы и формы развития творческого мышления будущего физика, практикуемые автором.

1. Игра в научно-исследовательский институт, Класс делится на 5 групп, в каждой из которых назначается научный руководитель. «Директором НИИ» - учителем задаётся тема обсуждения или проблема и затем имитируется заседание учёного совета, где обсуждается проблема и пути её решения.

2. Творческая форма защиты экзаменационного реферата. по типу защиты дипломных работ: каждый ученик выступает у доски с 7-8 минутным докладом по теме реферата, используя ТСО, плакаты. Затем учащиеся задают выступающему «каверзные» вопросы, способствующие выходу на дискуссию.

3.Творческие уроки: обобщающий урок, на котором учащиеся обобщают знания по нескольким темам или явлениям, законам из разных разделов физики и делают сравнительный анализ; урок-викторина, физический (математический) бой, урок структурирования учебного материала, сочинение физических задач и др.

4.Проектный метод с выходом на ученические и студенческие конференции; совместные научные публикации [19 и др.].

5. Двухнедельная производственная летняя практика на кафедрах факультета базового вуза – это метод погружения в научно-исследовательскую профессиональную среду (пока в качестве наблюдателя) учащихся ФМК с целью ознакомления с научными направлениями кафедр, с современным научным физическим оборудованием; выбора специальности на факультете. Профессиональная проба в форме летней производственной практики позволяет ознакомиться учащимся и с повседневной будничной работой, и с элементами креативной деятельности профессионала-физика.

6. Исследовательские лабораторные работы с компьютерной обработкой эксперимента (построение графиков, аппроксимация кривых, расчёт погрешностей и т.д.) инициируют творчество в области эксперимента.

7. Клуб сумасшедших идей и интересных встреч с регулярными заседаниями и обсуждениями новейших достижений, интерпретациями необъяснённых эффектов (изменение веса тела в магнитных полях, НЛО, торсионные поля и т.д).

8. Исследовательская работа учащихся в миниколлективах аспирантов и студентов-дипломников.

9. Оформление и издание рефератов по физике, астрономии в виде брошюр и размножение их в небольшом количестве (до 10 экз.). Современная техника: компьютеры, ксероксы позволяют это сделать без особых затруднений. Требования к такой брошюре - как к настоящей книжке. Наблюдения показали: такая издательская деятельность содержит в себе огромные мотивационные силы не только к изучению физики и астрономии, но и к стремлению заниматься научной работой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: