Игре под таким названием предшествует короткий разговор с группой об отличительной особенности человека в ряду биологических существ - способности предвосхищать события, предвидеть будущее путем логических операций, анализа события, поступка, привычки, слова, действия.
Фабула игры: субъект сообщает о совершенном действии, словах либо о каком-то пристрастии; перед ним возникают Последствия происшедшего; Последствие-l сообщает, что последует «сейчас» после совершенного субъектом; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта «через неделю»; Последствие -З рисует картину «через месяц»; Последствие-4 предвидит неотвратимое «в зрелые годы»; а Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придет субъект в конце жизни. Выслушав предсказания будущего, субъект принимает решение: либо он, отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.
Так как содержание того, что делает субъект, написано на карточке, которую играющий выбирает из «корзины», то при отказе от действия на будущее: играющий рвет карточку, а при утверждений своего поступка он оставляет карточку себе как знак «присвоенного поступка.
|
|
Инструкция перед игрой может предстать в качестве ролевой картинки: ты идешь по узкой тропинке, видишь, что непременно столкнешься с идущим навстречу человеком. Что делаешь заранее: хочешь столкновения, не хочешь конфликта, как избежать сложностей, которые могут нарушить душевное равновесие обоих?
Содержание веера предлагаем мы играющему карточек самое разнообразное например: «Я принес и вручил цветы хорошему человеку», «Я грубо надсмеялся над товарищем», «Я помыл пол в квартире, пока мама находилась на работе», «Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть», «Я начал курить», «Нашел чей-то кошелек и присвоил себе деньги», «Я много читаю», «Начал по утрам делать зарядку., «Потихоньку списываю все контрольные работы у соседа», «Сказал некрасивой, что она некрасивая».
После того как субъект оглашает "Свое поведение, перед ним поочередно встают Последствия одно за другим произнося: «Я твое последствие первое, и я говорю тебе...»
Игра обрывается по мере психологической необходимости, когда педагог почувствует, что игра достигла своего апогея.
Рефлексия проводится легким штрихом: что думалось во время игры?
Чтобы всем «членам группы» удалось активное участие, следует менять состав Последствий всякий раз, как только сменяется субъект действия.
Предостережение: ни в коем случае не допускать педагогических корректив предвидений - игра должна течь своим игровым течением, лишь тонкие педагогические? реплики разрешаются по завершении одного цикла выбора субъекта.
|
|
Замечание попутно: дети, как правило, медленно входят в игру, но зато глубоко схватывают смысл предложенного, и предвидения Последствий от цикла к циклу становятся все более серьезными и основательными.
Три жизни
Данный игровой материал служит средством аналитической духовной работы детей и педагога над вопросомпринципиального отличия человека от животных. Таких отличий, разумеется, можно выявить несколько. И все методики, собранные в данном сборнике, ориентируют детей на то, что человек в биологическом ряду животного мира занимает не только самую высокую пози цию, но и в принципе отличную от всех этажей этого биологического ряда.
Игра многосюжетна, и сюжет в ней почти не играет никакой роли. Выбирать можно любую сферу жизни и самые удивительные или самые банальные ситуации, например; «В грозу», «На полянке», «На рынке», «По дороге», «В библиотеке», «Во время наводнения»... Надо чтобы что-то случилось, происшествие поставило человека перед выбором поведения, в то время как животные свой выбор не производят, а ведут себя согласно запрограммированному генетически алгоритму. На глазах у детей должно развернуться ярко и отчетливо принципиальное отличие от биологического природного существа поведение - поведение социального существа, субъекта, осознающего себя в мире связей и отношений.
Хорошо брать трех действующих лиц; двоих животных разных уровней биологического и психического развития и одного человека. Скажем, в грозу от страха забежала в сарай лиса, залетела птица, зашел человек. Как ведут они себя в это время? (Звучит музыкальный фрагмент «Гроза» Вивальди.) Но вот молния ударила в сарай, он рушится... Теперь каково поведение этих героев? Допустим, по дороге мчится ошалелый конь, таща за собой громыхающую телегу... А на дороге котенок, утка с утятами и человек... Представим: в библиотеке бабочка бьется о стекло окна, кошка царапает книги, играя, выполняет программу подготовки к жизни, и человек OK~' зался здесь же...
. Опасно в этой игре скатиться на дидактизм, сообщить детям идею игры. Лучше спросить их, видят ли oН1i основное отличие в поведении человека. И в качеСТВе иллюстративного подкрепления развернуть перед нимlf картину Брюллова «Последний день Помпеи». Там ИДея заботы о Другом представлена ярко.