Макросреда характеризует все ситуации в бизнес-среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке (и для частной парикмахерской, и для крупного производителя электротехники и проч.).
К макросреде относятся более широкие социальные силы (факторы), которые влияют на микросреду: демографические; экономические; природные; научно-технические; политико-правовые; культурные.
Рис. 4.10 Макросреда предприятия
Демографические факторы определяются демографической средой, которая является одной из важнейших, поскольку эта среда во многом определяет будущий спрос. Демографические факторы — это численность населения, его плотность; территориальное размещение; возрастная структура; рождаемость; смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения.
Экономическая среда состоит из факторов, которые влияют на покупательские способности населения и характер покупок. Экономические факторы - это экономическое положение страны (региона), покупательская способность граждан, динамика и структура потребления; финансовое, валютное, кредитное положение страны.
|
|
Природная среда — это ресурсы самой природы, необходимые для деятельности организации или оказывающие на нее влияние. Природные факторы — это природные ресурсы страны (региона), перспективы их использования; степень обеспеченности национального производства основными видами сырья и топлива; влияние государственных органов на интенсивность ресурсопотребления; уровень загрязнения окружающей среды в целом и по отдельным регионам.
Технологическая среда — это самая мощная сила, которая воздействует на все технические возможности организации. Научно-технические факторы — это темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал организации и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений; размеры затрат на НИОКР; квалификация персонала.
Политико-правовая среда включает в себя законодательные факторы, влияющие на деятельность организации. Политико-правовые факторы — это политические институты в стране и их развитость; состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.
Культурная среда — включает в себя учреждения, которые оказывают влияние на основные ценности, предпочтения и поведенческие нормы общества. Социально-культурные факторы — это уровень культурного развития; формы культур; особенности культурных и нравственных ценностей групп потребителей; степень подверженности общественного сознания влияниям внешних факторов.
|
|
Все субъекты микросреды, как правило, подразделяют на две группы: контролируемые и неконтролируемые факторы. По мнению многих авторов, к первым относят внутреннюю среду предприятия, а, к неконтролируемым – внешнюю. Элементы макросреды являются неконтролируемыми.