Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений

Приемы, стимулирующие общение, призваны снять «барь-1 еры в общении», т. е. сформировать у собеседников благопри­ятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы.

Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии — это люди, наделенные обаянием. Мож­но выделить три группы качеств, определяющих уровень лично­го обаяния.

1. Природные качества: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатия (способность к сопережива­нию), рефлексия (способность влиять на другого человека), крас­норечие (способность воздействовать словом) — все это состав­ляет основу природных дарований, характеризуемых общим по­нятием «умение нравиться людям».

2. Характеристики личности, являющиеся следствием образо­вания и воспитания, нравственные ценности, духовное здоровье, владение техникой общения, деловая речь, упреждение и преодо­ление конфликтных ситуаций.

3. Характеристики личности, связанные с жизненным и профессиональным опытом человека. Это особенно ценно, когда опыт обостряет интуицию.

Нередко в процессе общения обаятельные люди используют приемы, которые, как правило, скрыты от собеседника. С по­мощью таких приемов нельзя никого ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить к себе со­беседников. Для усиления личного обаяния можно использо­вать следующие общие рекомендации:

• вести себя естественно;

• быть хорошим, терпеливым и внимательным слушателем;

• демонстрировать интерес к собеседнику (ничего так не льстит, как внимание);

• относиться к партнеру с уважением;

• постараться сформировать установку искреннего реагирова­ния на речь собеседника;

• стараться не доминировать во время общения; дать собеседнику время высказаться;

• стараться понять и поддержать людей, поставить себя на место другого человека;

• стремиться избегать поспешных выводов;

• не стараться демонстрировать свой ум и образованность;

• поддерживать людей в их лучших намерениях, избегать слов «Вы ошибаетесь», «Ваша идея бесперспективна» и т. п.;

• подчеркивать общность с собеседником;

• не держать злобу на других;

• чаще произносить вслух имя (или имя-отчество) партнера (по­добное обращение показывает внимание к данной личности);

• выражать искреннее одобрение, замечать все хорошее (от одежды и прически до интересных идей) и говорить только о том, что действительно видите и чувствуете;

• не жаловаться, но и не говорить, что все очень хорошо (для некоторых людей успехи окружающих еще более неприят­ны, чем постоянные жалобы);

• не соглашаться с чужой самокритикой (лучше сказать «В та­кой ситуации было трудно что-либо сделать», «Вы и так сде­лали все возможное» и т.п.);

• уметь признать свои ошибки (это очень верный и выиг­рышный способ завоевать уважение);

• избегать «поз обороны» (например, сложенные на груди руки, скрещенные ноги и пр.) и привлекать внимание пози­тивными жестами.

К основным приемам, стимулирующим общение, помогаю­щим продолжать его, даже если позиция партнеров не совпа­дает, можно отнести:

• «открытость для убедительных аргументов» (при этом в деловом общении в более выигрышном положении бу­дет тот, кто умело на практике реализует принцип «важ­но не быть честным и открытым, а казаться им»);

• «условное принятие доводов оппонентов» (использование фраз типа «Допустим, вы правы», «Предположим, что это так», оставляющих вам «пространство для маневра»);

• «оттягивание возражений» (позволяет не только уйти от про­тивоборства в общении, но и побольше узнать об уязвимых местах системы доводов оппонента, чтобы при необходимо­сти сделать их объектом для критики);

• «обращение за советом» (это льстит оппоненту и создаст у него приятное ощущение, что он оказывает партнеру любез­ность, а тот, соответственно, должен отплатить ему встреч­ной любезностью);

• «вовлечение оппонента в совместную выработку решения» (для многих людей процесс поиска решения не менее важен, чем сам конечный результат, только при условии участия результат воспринимается как собственное творение);

• «отступить, чтобы победить» (если хотите убедить собесед­ника в чем-либо, дайте ему почувствовать, что убедить мож­но и вас, изобразите легкое сомнение);

Для обеспечения успешного общения следует избегать слов и действий, приводящих к конфликту (конфликтогенов). Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются.

• открытое недоверие,

• перебивание собеседника,

• принижение значимости его роли;

• подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;

• напоминание о проигрышной для собеседника ситуации,

• устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то пра­воту;

• заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преуве­личение собственного вклада;

• постоянное навязывание своей точки зрения;

• неискренность в суждениях;

• резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание,

• неумение выслушать и понять точку зрения собеседника;

• проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обви­нения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний (например, «Я уверен», «Я считаю», «Вне сомнения» и т. п.),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: