Законодательства, их структура, содержание и общий порядок применения

С общетеоретических позиций норма права, как единичное волевое предписание, может рассматриваться в качестве отдельной клетки единого совокупного организма – системы права. Право же – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

Признаки нормы права совпадают с признаками права в целом. Суть таких характеризующих признаков выражается в следующих основных моментах:

1) право а, следовательно, и его нормы, непосредственно исходят от государства и им же санкционируются и охраняются;

2) нормы права имеют исключительный и общеобязательный порядок применения на всей территории государственной юрисдикции;

3) нормы права находятся между собой в стройной и логичной взаимной связи, образуя в своей совокупности многоуровневую систему;

4) правовые нормы регулируют общественные отношения путём установления прав, обязанностей участников и их ответственность;

5) обязательный характер применения правовых норм и исполнения их предписаний обеспечиваются силой государства и волевым принуждением в случае их нарушений.

Норма права, с позиции толкования её конструкции, традиционно состоит из трёх основных элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – место, время и иные обстоятельства, характеризующие обстановку в которой действует правило поведения данной нормы.

Диспозиция – само правило поведения или деятельности, запрещённое законом или не запрещённое.

Санкция – мерапринуждения, (вид и размер), применяемая в случае несоблюдения данного правила поведения, либо выполнения действий запрещённых законом и выраженных в диспозиции нормы.

Включение в одну статью закона всех трёх элементов нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено следующими требованиями, предъявляемыми к процессу нормотворчества:

1) право должно быть системным (должна обеспечиваться связь норм разных отраслей друг с другом);

2) текст закона должен быть компактным.

В связи с этим на практике различаются:

1) норма-предписание – положение статьи закона, которое обычно содержит от одного до трёх элементов правовой нормы;

2) логическая норма – находится в системе законодательства, всегда содержит три элемента.

По видурегулируемых общественных отношений (по отраслям права) нормы можно разделить на:

1) конституционные;

2) гражданские;

3) уголовные;

4) уголовно-исполнительные;

5) нормы иных отраслей права.

Классификация правовых норм по критерию роли в процессе регулированияобщественных отношений позволяет разделить их на следующие группы:
1) регулятивные – рассчитанные на правомерное поведение;

2) нормы - принципы;

3) нормы – задачи;

4) нормы-определения.

По степени обязательности нормы делятся на:

1) императивные – не позволяют выбирать варианты поведения;

2) диспозитивные – позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные – содержат меры поощрения за общественно-полезную деятельность или примерное поведение;

4) рекомендательны е – рекомендуют положительное поведение и не содержат санкций.

По способу воздействия на поведение участников общественных отношений нормы делятся на:

1) управомочивающие – описывают права одной из сторон правовых отношений;

2) обязывающие – описывают обязанности одной стороны правоотношений;

3) запрещающие– описывают обязанность стороны правоотношений в форме запретов на совершение каких-либо действий.

Норма уголовно-исполнительного права - это установленное государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики и выраженное в соответствующих юридических актах общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые складываются в процессе исполнения уголовного наказания, т.е. норма уголовно-исполнительного права представляет собой правило поведения в области исполнения уголовных наказаний[65].

Уголовно-исполнительное право, это самостоятельная отрасль единой правовой системы, представляющая собой совокупность однородных норм высшего органа государственной власти, которые устанавливают основания, цели, задачи, принципы и иные правила правового регулирования процессов исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Кроме того, будучи регулятором общественных отношений, складывающихся вследствие исполнения уголовных наказаний, нормы уголовно-исполнительного права устанавливают порядок и условия исполнения и отбывания этих наказаний и тем самым регулируют целостный процесс исправительного воздействия на осуждённых.

Фактически нормы уголовно-исполнительного права регулируют поведение субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, устанавливают ограничения в использовании общих прав граждан, предусматривают специфические права и обязанности осужденных.

Законодательная конструкция норм уголовно-исполнительного права, в отличие от общетеоретической модели, имеет некоторые особенности. В уголовно-исполнительном законодательстве практически нет норм, имеющих все три элемента в чистом виде. В тексте большинства норм уголовно-исполнительного законодательства почти невозможно найти гипотезу. Она обычно лишь подразумевается. Вместе с тем гипотеза может быть выражена и в самой норме. Например, в ст. 120 УИК РФ гипотезой нормы, в соответствии с которой осужденный может быть переведен на облегченные условия содержания, будут слова: «при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду, по отбытию не менее 6 месяцев срока наказания в обычных условиях...».

Как правило, нормы уголовно-исполнительного права состоят из диспозиции. Иногда часть диспозиции выносится за пределы нормативных актов, например, в приложение к нормативным актам. Санкция уголовно-исполнительной нормы может носить дисциплинарный характер или реализовываться в материальной ответственности. Она может заключаться в изменении условий содержания осужденного, например, в виде перевода осужденного из колонии поселения в исправительную колонию, из исправительной колонии в тюрьму.

В санкции определяются последствия нарушения установленных нормой правил поведения осужденного. При этом санкции норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, находятся в одной статье (ст. 115 УИК), но применяться за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК.

Разделение норм уголовно-исполнительного права на виды производится по нескольким основаниям.

По социальному назначению:

1) регулятивные;

2) правоохранительные;

3) специальные.

Регулятивные - нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения, складывающиеся на их основе в процессе исполнения наказания. Такое регулирование осуществляется путем установления субъективных прав и юридических обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений: органов государства и осужденных. Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства относится к регулятивным. Среди них можно назвать нормы, регулирующие, например, исполнение требований режима в местах лишения свободы (ст. 82-86 УИК РФ).

Правоохранительные - нормы, регламентирующие нормы ответственности, а также специфические меры защиты субъективных прав. К правоохранительным нормам относятся нормы, предусматривающие, например, материальную ответственность за нарушение регулятивных норм (ст. 102 УИК РФ). К таким нормам относятся и нормы, предусматривающие дисциплинарную ответственность осужденных к лишению свободы (ст. 115 УИК РФ).

Специальные нормы:

а) дефинитивные - нормы, определяющие понятия (например, ст. 82 УИК РФ);

б) декларативные - нормы, формулирующие принципы, цели, задачи и основные положения уголовно-исполнительного законодательства (например, ст. 1 УИК РФ);

в) оперативные - нормы, устанавливающие порядок вступления в действие новых нормативных актов (например, Федеральный закон РФ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ» от 18 декабря 1996 г.).

По характеру устанавливаемого правила:

1) обязывающие;

2) запрещающие;

3) управомочивающие;

4) поощрительные.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъектов совершать определенные положительные (активные) действия.

Так, в качестве обязывающей нормы можно привести положение ст. 82 УИК, устанавливающее требования режима в местах лишения свободы, в частности, обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор за ними. Применение обязывающей нормы к одним субъектам обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лица не совершать определенных неправомерных действий.

При этом запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретной форме. Например, общая форма запрета закреплена в ч. 4 ст. 103 УИК, согласно которой перечень работ и должностей, на которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы, устанавливается Правилами внутреннего распорядка ИУ. Запрет в конкретной форме направлен на определенные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК РФ определено, что «вес одной передачи не должен превышать установленного веса одной посылки».

Управомочивающие нормы дают право субъекту правоотношения на совершение определенных дозволенных законом действий. Например, это нормы, устанавливающие объем прав осужденных в исправительных учреждениях разных видов режима. От осуждённых в этих случаях зависит воспользоваться или нет предоставленными правами.

К таким нормам, в частности, относится положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК, согласно которому «по желанию осужденного или адвоката свидания могут предоставляться наедине».

Поощрительные нормы предоставляют субъектам правоотношения дополнительные права при наличии особых оснований. Поощрительные нормы стимулируют желательное для государства поведение, не прибегая к мерам принуждения. Поощрительные нормы не могут быть велением, категоричным предписанием. Выполнение осужденным условий поощрительной нормы еще не дает права требовать того или иного вида поощрения, а орган, исполняющий наказание, не обязан по требованию осужденного предоставлять такое поощрение.

Специфичность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве заключается в том, что они предоставляют право применять поощрение только одному субъекту - администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, тогда как другой субъект, каковым является осужденный, не может требовать соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав.

Разделение норм уголовно-исполнительного права на виды имеет важное теоретическое значение, так как оно помогает предметно анализировать их при правоприменительной деятельности. При конструировании новых норм следует учитывать их видовую принадлежность для более правильного определения характера прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: