Формы и источники права. Правовые нормы и их реализация

Правовые нормы издаются государством или санкционируются им и оформляются «закрепляются» в соответствующих формах права – источников права. Источники права – это совокупный пакет способов формирования и своеобразного документирования государственной воли. К основным формам источников российского права относятся: Нормативно-правовой акт – письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера:

-Конституция Российской Федерации;

-Конституционные и Федеральные законы;

-Подзаконные правовые акты: нормативные указы Президента РФ;

-постановления Правительства РФ;

-приказы, инструкции, постановления министерств и ведомств;

-Законодательство субъектов РФ: Конституции республик;

-Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов;

-Законы и подзаконные акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ;

-Решения, постановления и распоряжения принимаемыми представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления;

-локальные нормативные акты. Пример: Правила внутреннего трудового распорядка; Устав акционерного общества. Все вышеперечисленное состоит из правовых норм. Под ними понимается общеобязательные, установленные и охраняемые государством правила, регулирующие поведение людей в обществе «общественные отношения»; Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате многократного повторения, ставшее традицией и потом закрепленное государством. Пример: Кодекс торгового мореплавания России допускает учет правовых обычаев, сложившихся в портах «допустим касающиеся времени погрузки-разгрузки торговых судов»; Нормативный договор – соглашение между различными субъектами, в которых содержатся нормы права. К ним относятся международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры. Примеры: Договоры о разграничении компетенции между различными органами государственной власти; Коллективный договор между администрацией и работниками. Приговор суда или иной документ, имеющий однократное действие, например, протокол допроса, не является нормативным правовым актом. Это так называемый акт применения права. Юридический прецедент – устное или письменное решение судебного или административного органа по конкретному делу, ставшее нормой, эталоном, образцом «правилом поведения» при рассмотрении подобных дел в будущем. Таких источников очень много в праве Британии, США и иных стран с англо-саксонской правовой системой. В России же, судебные акты не относятся к источникам права, и судебные органы не могут заниматься правотворчеством. Однако в освоении права изучение судебных разбирательств и актов судов приносит значительный практический опыт применения правовых норм к конкретным жизненным ситуациям. Пример: Особое значение имеют акты высших судебных инстанций, которые обобщают судебную практику и разъясняют нижестоящим судам особенности применения соответствующих норм права по конкретным категориям дел «Постановления Пленумов Высшего Арбитражного суда и Верховного суда». Изучение данных источников права «прежде всего, законодательных актов», составляет основу правовой подготовки юристов и экономистов в современной России.

Правовая норма представляет собой общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и выраженное в каких либо источниках права, признанных в государстве. Правовая норма – исходный, главный элемент права, «кирпичик» системы права государства. Правовая норма имеет свою структуру. Логическая структура предполагает трехэлементное строение любой нормы прав, которая включает:

- гипотезу – части правовой нормы, указывающей на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых норма вступает в действие, реализуется и приводит в движение правовую норму;

- диспозицию - части правовой нормы, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности участников;

- санкцию - части правовой нормы, в которой определяются последствия нарушения или неисполнения диспозиции нормы. Она устанавливает меры государственного воздействия в отношении нарушителей: лишение свободы; штраф; выговор; взыскание материального ущерба и другие неблагоприятные последствия. Пример: В договоре купли – продажи: гипотеза – сам факт заключения договора; диспозиция – обязанность продавца передать товар в определенном количестве; санкция – возможность покупателя отказаться от товара или оплаты при нарушении продавцом условий договора.

Право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, как система и ее элемент. Находящиеся в системе нормы права, тем не менее, имеют свою предметную «специализацию». В соответствии с двумя функциями права – регулятивной и охранительной, одни нормы носят регулятивный характер, другие правоохранительный. Пример: Налогоплательщик обязан уплачивать налоги в установленный законом срок. Банку запрещено задерживать перечисление налогов в государственный бюджет. Уклонение от уплаты налогов наказывается штрафом либо лишением свободы.

В зависимости от характера воздействия, нормы права в любой отрасли права делят на: управомочивающие – определяют права участников общественных отношений; обязывающие – обязывают совершить определенные положительные действия; запрещающие – содержащие запрет совершать те или иные противоправные действия. В различных сферах деятельности, например, в хозяйственной, юридические нормы управомочивают, обязывают, запрещают, что являет собой и три основных способа правового регулирования.

Право является статикой «перечнем норм» правовых явлений. В жизни же, в практических делах нужна динамика, т.е. реализация, применение, действие этих норм, которые приводят к реальному результату. Пример: выполнена строительная работа, оказана образовательная услуга. В этом случае можно говорить о реальном механизме правового регулирования, который использует правовые средства, правовые инструменты для достижения определенных практических результатов.

Таким образом, сработал механизм правового регулирования налогообложения. Реализация норм права должна быть добровольной, для чего необходим высокий уровень правовой культуры. Когда это не удается, срабатывают охранительные действия государственных органов и реализация нормы становится принудительной. Пример: судебное производство по конкретным делам. Правореализация – явление сложное и многогранное зависящее и от действий государственных органов. В связи с этим, в механизме правового регулирования присутствует и блок юридической ответственности. К нарушителю правовых норм, совершившему противоправные действия или бездействия, т.е. правонарушения «проступки или преступления» применяются меры государственного принуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: