Целью занятия является характеристика историко-методологических взглядов Макса Вебера.
План:
1. Историко-методологические взгляды Макса Вебера. Критика марксистской идеи о первичности «базиса» по отношению к «надстройке».
2. Социология культуры Макса Вебера. Работа М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма".
3. Понятие идеального типа. Понятие рационализации.
4. Отход от ортодоксального позитивизма и принцип "понимания" человеческого действия. Влияние религий на мотивацию хозяйственной деятельности.
Еще при жизни Вебера его называли «буржуазным Марксом», а уже в наше время тема «Карл Маркс и Макс Вебер» стала предметом специального обсуждения на международных конференциях и симпозиумах. Ученые разных стран именуют этих мыслителей «двумя гигантами социологической традиции», наложившими печать на все развитие гуманитарного знания в XX в. [48] М. Вебер, по его собственным словам, видел свою главную задачу в «позитивном преодолении исторического материализма». Но обратите внимание на его терминологию. Речь шла именно о позитивном преодолении, включавшем в себя не только критику учения К. Маркса, но и признание научного значения многих его положений, и, главное, их модификацию применительно к реалиям XX в. Незадолго до смерти, обращаясь к студентам, М. Вебер говорил: «Честность сегодняшнего ученого, и, прежде всего сегодняшнего философа, можно измерить тем, как оценивает он себя по отношению к Ницше и Марксу. Кто не признает, что не смог бы достичь важнейших результатов собственной работы без уже проделанного ими, тот обманывает себя и других» [49]. Что же касается непосредственно исторического познания, то объективное значение веберовского «позитивного преодоления» марксизма, пожалуй, наиболее емко и точно сформулировал видный современный немецкий историк В. Моммзен, указавший, что «М. Веберу удалось перевести теоремы К. Маркса в более широкую теорию, свободную от материалистической односторонности; это наиболее отвечает потребностям современного мышления. В такой форме марксистская теория нашла развитие в современной исторической науке западного образца» [50].
|
|
М. Вебер отвергал присущее неокантианству радикальное противопоставление наук о природе и наук о культуре по степени использования в них способа генерализации. Напротив, предупреждал он, «если каузальное познание историка есть сведение конкретных результатов к их конкретным причинам, то значимость сведения какого-либо индивидуального результата к его причинам без применения «номологического» знания, т.е. знания законов каузальных связей, вообще немыслима» [51]. Историческая наука является теоретической и даже номотетической в том смысле, что она нуждается в теоретическом знании как необходимой предпосылке эмпирического исследования. Такое знание носит идеально-типический характер. Общие понятия он характеризовал не только как идеальные, но и как типические. Да, они конструируются исследователем, но не произвольно, писал Вебер, а путем «мыслительного усиления определенных элементов действительности» [52]. Степень постижения объективной действительности определяется мерой способности творческого преобразования действительности с помощью логически непротиворечивой системы научных понятий. «Идеальный тип, - завершает М. Вебер ход своих рассуждений, - не «гипотеза», он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения» [53].
|
|
Из сферы трансцендентального, неисторического Вебер переносит ценности в мир истории, превращая их из абсолютного понятия в нечто относительное, продукт определенного уровня культурного развития общества. Отнесение изучаемого явления к таким историчным по своей природе ценностям (религия, государство и т.п.), полагал немецкий ученый, является надежным противоядием против субъективистского произвола и позволяет получать общезначимое знание. Это знание является по своей природе истинным, но получаемая таким путем истина есть истина не полная, частичная истина-гипотеза. Веберовский идеальный тип выступает в познавательном процессе в качестве научной модели, которая не схематизирует исторический материал, загоняя его в прокрустово ложе априорных формул, а, напротив, в зависимости от этого материала сама может видоизменяться или даже вовсе быть отброшенной. Так закладывались основы современной исторической эпистемологии, хотя следует сказать, что в полной мере веберовское учение об идеальном типе получило признание в мировой науке только в последние десятилетия. Макс Вебер совершил плодотворный отход от ортодоксального позитивизма и ввел принцип "понимания" человеческого действия, которая дается только если исследователь раскрывает значение смыслов, побуждающих человека действовать так, а не иначе. Эти смыслы имеют не индивидуальные или общеантропологическое значение, а складываются в конструкции, названные Вебером "идеальные типы".
Один из самых известных и фундированных идеальных типов разработан М. Вебером в его знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Здесь ученый обосновал свою оригинальную концепцию становления современного европейского капитализма, противостоявшую известному Марксову учению о первоначальном накоплении капитала. В противоположность К. Марксу, акцентировавшему социально-экономические детерминанты этого процесса, М. Вебер выдвигает на первый план религиозно-этические факторы. Веберовское сравнительное изучение религий было основано на выделении идеального типа определенной религии, в котором эта религия предстает не как адекватное воспроизведение в его эмпирическом виде, обусловленном реальными обстоятельствами, а как системная, логически упорядоченная конструкция. Идеальный тип – это умозрительное построение, хотя и созданное на основе изучения эмпирической реальности. Но это не описание обозреваемых фактов, а намеренно упрощенное и доведенное до логически стройного типа, в котором множество элементов, существующих "дискретно и диффузно" в реальном объекте, соединяются в единую теоретическую модель.
С протестантской этикой Вебер связывает утверждение в Европе «духа капитализма», т. е., поясняет он, «того строя мышления, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии» [54]. Мирская аскеза протестантизма отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, а главное, освобождала буржуазное приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, превращая стремление к наживе не только в законное, но и в угодное Богу занятие. Правда, при том непременном условии, что такое стремление не есть самоцель, что является верхом порочности. Только богатство, являющееся результатом профессиональной деятельности, есть Божье благословение.
|
|
Вебер был убежден, что рационализация, социального действия – это тенденция самого исторического процесса. Европейская история последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путь индустриализации свидетельствует, по мнению Вебера, о том, что рационализация есть всемирно – исторический процесс. Он сделал акцент на решающее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчности культурно-значимой индивидуальной действительности (или его фрагментов), на тесную связь с субъективными предпосылками, на особой роль понимания как специфического способа в постижении социальных явлений «нацеленного» на смысл.