Формирование цены представляет собой процесс, включающий следующие основные этапы:
1) При проведении исследования рынка необходимо оценить его по следующим критериям:
─ число продавцов и покупателей товара;
─ степень чувствительности к конкурентам;
─ взаимозаменяемость и однородность товара;
─ характер поведения продавца.
2) Постановка задач ценообразования в виде: сохранение существующего положения фирмы; или максимизация прибыли; или максимизация продаж и сокращение складских запасов; освоение нового сегмента, лидерство в качестве и проч.
3) Определение спроса на товар и ценовой эластичности. Спрос на рынке формирует максимальную цену, но его величина зависит от множества факторов: (потребности покупателя в данном товаре; числа покупателей; дохода потребителя и его структуры; характера товара; инфляционного ожидания; изменения цен на факторы производства; и проч.).
Закон спроса отражает зависимость между ценой и спросом. Степень данной зависимости определяется ценовой эластичностью спроса. Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой. Коэффициент зависимости спроса от цены определяют по формуле:
|
|
Эластичность спроса ниже всего на товары, которые являются самыми необходимыми с точки зрения потребителя.
4) Анализ издержек (это минимальная цена) необходим для расчета цены предложения, а так же выработки наиболее эффективной стратегии ценообразования. Издержки делятся на переменные и постоянные.
- Переменные издержки зависят от объема выпускаемой продукции, работ, услуг (например, затраты на сырье, материалы, зарплату и т.д.).
- Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции, работ, услуг. Производитель несет эти расходы даже при нулевом объеме. Это расходы по содержанию предприятия, управлению, арендная плата, страховка, реклама и т.д.
5) Анализ цен конкурентов, для чего целесообразно организовать систематический сбор информации, ее анализ специалистами и доведение до сведения тех лиц, которые могут ее использовать в процессе принятия решения по ценовой политике.
6) Выбор метода ценообразования, что зависит от характера товара, степени его новизны, дифференциации по качественным характеристикам, стадии жизненного цикла товара, вида и способа производства.
7) После этого в зависимости от реальной ситуации на рынке осуществляется выбор рыночной стратегии ценообразования и устанавливается окончательная цена.