Хорошая организация стремится максимально раскрыть и эффективно использовать потенциал своих работников. Для этого она создает работнику необходимые условия на принципах взаимодействия и паритета: он отдает организации в той мере, в какой она способствует реализации его целей и ожиданий. Задача менеджмента – быть ведущим звеном в этом процессе на всех этапах взаимодействия с индивидом (группой), т.е. его задача – управлять поведением человека.
Поведение человека (группы) в организации – это его (или группы) реакция на организационное воздействие (стимулы, мотивы, ролевые (доминантные) и административные требования, предписания, санкции), а также вариативность этих реакций в зависимости от конкретной ситуации. Управление поведением начинается на этапе вхождения человека в организацию, когда решаются проблемы:
а) адаптации человека к новому окружению;
б) коррекции или изменения поведения человека, без которых невозможно войти в организацию («раствориться» в ней);
в) изменения и модификации в организации, как ее реакция на изменение внешней среды.
|
|
На этом этапе сотрудник: изучает миссию и систему ключевых ценностей, правил и поведенческих стереотипов в организации, что предупреждает потенциальный конфликт между человеком и организацией. Цель - разрушить старые поведенческие нормы входящего человека, мотивировать его и прививать новые нормы поведения. Варианты технологий на этом этапе:
а) создание групп из начинающих с включением в них опытных сотрудников;
б) беседы с руководством, разъяснения и рекомендации;
в) применение оптимальных технологий мотивации труда.
Важно развить чувство ответственности у входящего и сформировать устойчивые внутренние обязательства по отношению к организации. Степень включения человека в организацию определяется степенью усвоения и принятия им норм и ценностей организации.
Вторая проблема при вхождении в организацию – проблема роли человека (его должности, работы). Роль должна соответствовать целям, стратегии, структуре организации (с одной стороны), а с другой – отвечать целям, запросам и ожиданиям человека. Удачно решить эту проблему – значит максимально вовлечь человека в организации, изначально мотивировать его на цели организации. Условия – ясность роли (содержания работы), ее место, степени взаимосвязи с целями организации и т.д. Задача менеджера – предотвратить ролевой конфликт. Пути:
а) изменить роль (работу);
б) развить человека;
в) переставить работников.
Третья проблема – проблема восприятия окружения человеком и человека окружением. Цель менеджмента – создать условия для установления хороших взаимоотношений между человеком и окружением. Эта проблема – входящего (изначально благоприятное впечатление и имидж – условия расположения к нему окружающих). О входящем судят по:
|
|
а) изначальной расположенности (доброжелательности) к людям;
б) ценностным ориентациям;
в) верованиям;
г) принципам.
В процессе дальнейшего научения поведению человек вырабатывает устойчивые реакции на управленческие воздействия.
Типы характера:
а) гипертимный (общительность, восторженность, но поверхность, неусидчивость);
б) аустический (малообщительный, холодно-официальный, погруженный в работу, аппелируют к разуму);
в) лабильный (легко меняющий настроение, эмоциональный);
г) демонстративный (для них жизнь – игра, стремление к успеху, «хамелеоны», требуют контроля);
д) психастенический (глубокомысленный, рациональный, но нерешительный, сомневающийся, неспособный решать принципиальные проблемы);
е) застревающий (властолюбие, эгоизм, черствый, злопамятный, агрессивный);
ж) комфортный (несамостоятельный, несобранный, быстро теряется);
з) неустойчивый (отсутствуют внутренние принципы, нет чувства долга, ответственности);
и) люди, обладающие циклоидным характером (перепады настроения, деловой активности).
Характер проявляется в зависимости от многих обстоятельств и реализуется по-разному. Задача менеджера – формировать такой тип работника, который аппелировал бы к своим достоинствам и нивелировал недостатки. Эта задача решается с помощью правильно выбранных методов управления человеком и группой.