В конце I тысячелетия н.э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало:
o разложение первобытно-общинного строя;
o имущественное и социальное расслоение общества;
o развитие различных форм собственности, включая и частную;
o мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты;
o углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы;
o выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.
Условия развития предпринимательской деятельности в России на протяжении веков были весьма сложными.
Негативные факторы, препятствующие развитию предпринимательства в России:
1. Россия, особенно ядро ее исторической территории с XIX в. - Северо-Восточная Русь - обширная северная страна с малоплодородными почвами, суровым климатом (долгая зима, короткое лето, короткий вегетационный период). В связи с этим производительность труда росла крайне медленно, что сдерживало рост прибавочного продукта, а следовательно – развитие предпринимательства.
|
|
2. Россия в течение веков развивалась в глубь евразийского континента, находилась вдали от теплых морей, вдали от развитых коммуникаций древней и средневековой торговли, на чем основывалось процветание многих городов и целых стран южной и Западной Европы. Внутренние коммуникации страны были чрезмерно растянуты, ее оширные пространства из-за густых болот были труднопроходимыми.
3. Находясь на крайнем Северо-Востоке Европы, Россия в меньшей степени, чем многие другие страны, испытала воздействие античных цивилизаций, где высокого уровня развития еще в древности достигли институты частной собственности, предпринимательства в разных формах, сложились нормы соответствующего законодательства (так называемое «римское право»).
4. Российское государство изначально складывалось на обширной территории, которая подвергалась нападениям с разных сторон. Для обороны чрезвычайно протяженных границ требовались огромные усилия, не меньше сил расходовалось и на приобретение и освоение новых территорий. Это способствовало развитию сильной государственной власти, которая мобилизовала достаточно скудные ресурсы обширной малонаселенной страны для решения этих задач. Те же средства использовались и ряд веков спустя, когда шла борьба за приобретение жизненно важного выхода к удобным морям, ширилась экспансия империи в различных направлениях. Это обусловило тяжелый налоговый и финансовый гнет, ложившийся на торгово-промышленное население. С этим связано и развитие крепостного права, так как иначе невозможно было создать многочисленное войско, состоявшее в основном из дворян, служилых людей, которое содержалось не за счет жалованья из казны, а главным образом кормилось с предоставленных поместий трудом прикрепленных к ним крестьян.
|
|
5. Крепостное право, как крайняя степень несвободы, оказывало влияние на многие стороны жизни общества, сковывая и ограничивая энергию многих потенциальных капиталистов. Государственный гнет и крепостное право способствовали бедности значительной части населения, отсюда крайняя узость рынка – также весьма неблагоприятный фактор для развития предпринимательства.
6. Центрами торговли и предпринимательства в средневековой России были города. Но и они оказывались под воздействием тех же неблагоприятных факторов, отставали от городов Западной Европы по развитию известных «вольностей», городского самоуправления. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской и боярской власти, а затем от царской и имперской бюрократии.
7. В силу целого ряда причин внутреннего социально-экономического развития крупные землевладельцы, сначала бояре, затем дворяне, помещики доминировали в политической жизни страны, именно их интересы государство учитывало в первую очередь. В связи с этим многие бояре и дворяне занимались предпринимательской деятельностью, но при этом они использовали связи с казной, а еще чаще - опирались на даровой труд крепостных крестьян. Так возникали своеобразные крепостнические предприятия (мануфактуры или барщинные латифундии), доход от которых главным образом шел на непроизводительное потребление их хозяев, возможности совершенствования производства в условиях принудительного труда были крайне ограничены..
8. Потребности торгово-промышленных сословий, предпринимательская деятельность которых развивалась более естественным путем, учитывались главным образом с точки зрения их соответствия целям и задачам государства. Так, заботясь, в первую очередь, об усилении собственной мощи, государство оказывало содействие развитию отечественного предпринимательства. Складывалось впечатление, что предпринимательский класс и основные формы его деятельности возникали в результате решений государственной власти, т.е «сверху», но никак не путем развития «снизу». Однако не стоит абсолютизировать созидательную миссию государства по развитию предпринимательства в России. Как и повсюду, оно развивалось здесь в результате необратимой эволюции социально-экономических отношений. Другое дело, что государство при этом сильно воздействовало на эту эволюцию, могло ускорять развитие (иногда весьма искусственным образом) одних видов предпринимательства, замедляя и деформируя другие.
9. Собственные интересы торгово-промышленных сословий зачастую оказывались на втором плане, хотя они могли заявить о своих нуждах, участвуя в земских соборах, различных комиссиях, подавая челобитные и прошения. Однако в дореформенную эпоху российские предприниматели так и не составили единой политической силы, не могли в полной мере выразить свои общие потребности. К тому же в социальном, сословном отношении они были раздроблены на различные группы, гильди, наделенные разными правами и обязанностями, интересы которых часто не совпадали.
Позитивные ф акторы развития предпринимательства в России:
1. Противостояние суровым условиям страны, огромный труд по освоению ее пространств способствовали развитию таких черт национального характера, крайне важных для предпринимательской деятельности, как энергия, предприимчивость, стойкость, терпение.
|
|
2. По мере развития мировой торговли территория России становилась все более геополитически значимой. Все более очевидной становилась ее роль в качестве моста, связывающего Европу и Азию, открывались новые возможности использовать эту ситуацию, развивая контакты на Востоке и Западе.
3. Можно сказать и об огромных природных богатствах страны, особенно тех, что хранятся в ее недрах. Однако доступ к ним труден и стал возможен только при накоплении значительных капиталов.
Таким образом, из отмеченных выше факторов гораздо дольше и сильнее действовали негативные, чем благоприятные. Позитивные факторы могли в полной мере оказать благотворное влияние на развитие предпринимательства только в условиях расширения его свободы, ликвидации различных форм личной зависимости, глубоких изменений в социальной и экономической политике государства, сокращения его чрезмерного влияния в различных сферах жизни. В той или иной степени эти проблемы решались уже после отмены крепостного права, в условиях ускорившегося экономического развития страны, ее индустриализации в конце XIX в., нового промышленного подъема начала XX века.
Тема 2.1. Торговое предпринимательство
Вопрос 1. Психологическая и функциональная характеристика российского купца допетровской эпохи
1) Купец – грамотный, если не сказать образованный, человек; он умеет писать, читать и бегло вести счет; кроме того, он владеет или, по крайней мере, понимает чужие языки настолько, чтобы не доверяться исключительно толмачу (переводчику) в таком важном деле, как торговая сделка.
2) Купец – человек не робкого десятка, умеющий при необходимости постоять за себя; иначе говоря, он - физически крепкий, стойкий и мужественный, готовый к схватке с опасностью на суше и на море.
3) Это - человек беспокойный по натуре, обуреваемый жаждой странствий и новых приключений, или, иначе говоря, авантюрист, флибустьер.
4) Купец –это личность, нацеленная на познание нового, неизведанного, которому интересно знать, что там, за горизонтом; не случайно именно из беспокойного купеческого племени вышли все знаменитые землепроходцы, первооткрыватели Севера, Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Аляски и других глухоманей, колонизированных Россией.
|
|
5) Купец - самый энергичный инициатор и вдохновитель колонизации новых земель как невероятных рынков сбыта своих товаров и новых источников сырья. И в то же время именно купец - самый горячий сторонник мирных взаимоотношений с иноземцами, поскольку полагает, что выгоднее торговать, нежели воевать.
6) В купеческой среде сформировалась и окрепла идея необходимости экономической свободы как движителя цивилизованного прогресса; третье сословие (буржуазия) как на Западе, так и в России поднялось и выросло на купеческих дрожжах.
7) Неоценима роль купечества в широком распространении среди народов различных стран культурных ценностей своего времени.
8) На протяжении многих столетий купечество выполняло функцию важнейшего информационного источника, поставщика сведений о событиях и социальных процессах в стране и далеко за ее пределами. Возвращения купцов из дальних странствий ждали с нетерпением, которое подогревалось желанием не только заполучить от них новые товары, но и, выражаясь современным языком, утолить «информационный голод».
9) Характерной чертой купечества является обостренная жажда прибыли, которая пронизывает и венчает перечисленные свойства «купеческой породы». Торговля для новгородского купечества постепенно превратилась в профессию. В Новгороде в XIII в. появляются первые сословно-корпоративные объединения купечества; появляются также первые на Руси торгово-предпринимательские компании – «складничества». Именно с этого времени торговля приобретает ощутимо выраженный предпринимательский характер, а купец становится ведущей фигурой в этом процессе.
Вопрос 2. Пути и формы развития торговли на Руси
Изначальной формой торговли на Руси была караванная. Затем, с середины XIV в., эта форма торговли дополнилась ярмарочной (т.е. ежегодной), или периодической. А в конце XVII в. в России стала зарождаться оседлая, или постоянная торговля, которая утвердила себя и стала преимущественной лишь в конце XIX в. (главным образом в городах).
1. Караванная форма торговли – такая, когда купец или «складчина», накопив необходимое количество товаров, отправлялись в путешествие водным путем (на ладьях, стругах, барках) или сухопутным (на лошадях, верблюдах, волах). На длинном и продолжительном пути досаждали купца многочисленные рати разбойников и вымогателей. При прибытии каравана к месту назначения начинался основной торг, во время которого продавец и покупатель встречаются впервые и скорее всего - в последний раз. Этим фактором объясняется соответствующий уровень нравственности, этики деловых отношений как с той, так и с другой стороны. Наконец, свой товар распродан, иноземный закуплен - и караван трогается в обратный путь. Караванные экспедиции продолжались по полгода и дольше. Эта архаичная «варварская» форма торговли не могла в силу своей опасной специфичности пробудить массовый предпринимательский энтузиазм в купеческой среде.
2. Более широкий простор для торгового предпринимательства на Руси открывала ярмарочная торговля. Первые их русских ярмарок появились в 1347 г. в Смоленске и в 1366 г. близ Нижнего Новгорода. Самая крупная из волжских ярмарок - Казанская. У стен возрожденного монастыря св. Макария сначала возник сельский торг, который с годами перерос в ярмарку. Макарьевская ярмарка просуществовала до 1816 г, когда сразу после ее закрытия сильный пожар истребил все здания и торговые павильоны. Месторасположение ярмарки было перенесено к Нижнему Новгороду, где летом 1817 г. состоялся первый торг во временных павильонах. Новое место так понравилось купечеству, что решено было именно здесь, в месте слияния Оки и Волги, учредить фундаментально Нижегородскуюярмарку. К середине XIX в. Нижегородская ярмарка превратилась в крупнейшее во всем мире торжище, а слава о ней гремела по всей земле.
Что же представляет собой ярмарка с точки зрения ее экономических функций? Это: 1) пункт массового обмена товарами; 2) центр спроса и предложения; 3) регулятор цен; 4) источник коммерческой информации; 5) выставка товарных образцов.
Ярмарка в России во все времена выполняла важные социально-культурные функции как средство общения людей, их развлечений. В России было два вида ярмарок: общие и специализированные (чайные, хлебные, конские и т.д.). Каждая из них открывалась один раз в году - в точном соответствии с названием этой формы рынка (ярмарка по-немецки означает «яр» -год, «марк» -торг, т.е. торговля один раз в году). От других торговых рынков ярмарка резко отличалась двумя требованиями, предъявляемыми к предпринимателям -участникам торговых сделок. Во-первых, от них требовалась честность в делах (отсюда поговорка: «Жульничай в лавке» с подтекстом в качестве продолжения: «а не на ярмарке»). Во-вторых, на ярмарку представлялись товары только высшего качества. Чтобы попасть на ярмарку, хозяину надо было убедительно доказать отменное качество своего товара. Само понятие «ярмарочный товар» говорил покупателю обо всем и не нуждался в дополнительной рекламе. Изменения функций ярмарки выглядят следующим образом: XIV в. – середина XIX в. – торговля товарами; вторая половина XIX в. – торговля образцами товаров; XX в. – выставка-продажа товаров и технологий.
3. Оседлое предпринимательство. На протяжении XIX столетия российская ярмарочная торговля постепенно уступала место оседлой, т.е. стационарной, торговле. Оседлая торговля - спутница развитой дорожной сети. До XIX в. Росси вообще не знала искусственных путей сообщения по суше. Первая шоссейная дорога между Петербургом и Москвой (760 верст) начала строиться в 1816 г. Первый пароход в России прошел по Неве в 1813 г. Первая в России железнодорожная линия между Царским Селом и Петербургом (25 верст) начала действовать в апреле 1838 года. Вдоль великого Сибирского пути (8 тыс. верст) российский купец развернул предприятия оседлой торговли. Так крупные ярмарки потеряли былое значение в своей ведущей функции пункта массового обмена; перестали они быть и основными центрами спроса и предложения. Остальные функции ярмарки «взяли на себя» другие достижения прогресса, оставив ей функцию выставки товарных образцов и передовых технологий. Три фактора - железные дороги, телефон и коммерческая пресса - уже в XIX в. лишили ярмарки их прежнего значения. Четвертый фактор - переход на заимствованную у Запада систему торговли через странствующих приказчиков (коммивояжеров) с образцами товаров - окончательно «добил» ярмарочную торговлю. Крупные ярмарки прекратили свое существование - прежде всего в центральных губерниях России, а мелкие превратились в базары. Ведущая роль отныне стала принадлежать стационарной торговле, обороты которой за 1900-1913 гг. выросли с 7,3 до 11 млрд. руб и составили 60% от всех оборотов внутренней торговли России.
Вопрос 3. Экономические реформы Екатерины II и формирование предпринимательской среды