Предпринимательской деятельности в России

В конце I тысячелетия н.э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало:

o разложение первобытно-общинного строя;

o имущественное и социальное расслоение общества;

o развитие различных форм собственности, включая и частную;

o мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты;

o углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы;

o выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.

Условия развития предпринимательской деятельности в России на протяжении веков были весьма сложными.

Негативные факторы, препятствующие развитию предпринимательства в России:

1. Россия, особенно ядро ее исторической территории с XIX в. - Северо-Восточная Русь - обширная северная страна с малоплодородными почвами, суровым климатом (долгая зима, короткое лето, короткий вегетационный период). В связи с этим производительность труда росла крайне медленно, что сдерживало рост прибавочного продукта, а следовательно – развитие предпринимательства.

2. Россия в течение веков развивалась в глубь евразийского континента, находилась вдали от теплых морей, вдали от развитых коммуникаций древней и средневековой торговли, на чем основывалось процветание многих городов и целых стран южной и Западной Европы. Внутренние коммуникации страны были чрезмерно растянуты, ее оширные пространства из-за густых болот были труднопроходимыми.

3. Находясь на крайнем Северо-Востоке Европы, Россия в меньшей степени, чем многие другие страны, испытала воздействие античных цивилизаций, где высокого уровня развития еще в древности достигли институты частной собственности, предпринимательства в разных формах, сложились нормы соответствующего законодательства (так называемое «римское право»).

4. Российское государство изначально складывалось на обширной территории, которая подвергалась нападениям с разных сторон. Для обороны чрезвычайно протяженных границ требовались огромные усилия, не меньше сил расходовалось и на приобретение и освоение новых территорий. Это способствовало развитию сильной государственной власти, которая мобилизовала достаточно скудные ресурсы обширной малонаселенной страны для решения этих задач. Те же средства использовались и ряд веков спустя, когда шла борьба за приобретение жизненно важного выхода к удобным морям, ширилась экспансия империи в различных направлениях. Это обусловило тяжелый налоговый и финансовый гнет, ложившийся на торгово-промышленное население. С этим связано и развитие крепостного права, так как иначе невозможно было создать многочисленное войско, состоявшее в основном из дворян, служилых людей, которое содержалось не за счет жалованья из казны, а главным образом кормилось с предоставленных поместий трудом прикрепленных к ним крестьян.

5. Крепостное право, как крайняя степень несвободы, оказывало влияние на многие стороны жизни общества, сковывая и ограничивая энергию многих потенциальных капиталистов. Государственный гнет и крепостное право способствовали бедности значительной части населения, отсюда крайняя узость рынка – также весьма неблагоприятный фактор для развития предпринимательства.

6. Центрами торговли и предпринимательства в средневековой России были города. Но и они оказывались под воздействием тех же неблагоприятных факторов, отставали от городов Западной Европы по развитию известных «вольностей», городского самоуправления. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской и боярской власти, а затем от царской и имперской бюрократии.

7. В силу целого ряда причин внутреннего социально-экономического развития крупные землевладельцы, сначала бояре, затем дворяне, помещики доминировали в политической жизни страны, именно их интересы государство учитывало в первую очередь. В связи с этим многие бояре и дворяне занимались предпринимательской деятельностью, но при этом они использовали связи с казной, а еще чаще - опирались на даровой труд крепостных крестьян. Так возникали своеобразные крепостнические предприятия (мануфактуры или барщинные латифундии), доход от которых главным образом шел на непроизводительное потребление их хозяев, возможности совершенствования производства в условиях принудительного труда были крайне ограничены..

8. Потребности торгово-промышленных сословий, предпринимательская деятельность которых развивалась более естественным путем, учитывались главным образом с точки зрения их соответствия целям и задачам государства. Так, заботясь, в первую очередь, об усилении собственной мощи, государство оказывало содействие развитию отечественного предпринимательства. Складывалось впечатление, что предпринимательский класс и основные формы его деятельности возникали в результате решений государственной власти, т.е «сверху», но никак не путем развития «снизу». Однако не стоит абсолютизировать созидательную миссию государства по развитию предпринимательства в России. Как и повсюду, оно развивалось здесь в результате необратимой эволюции социально-экономических отношений. Другое дело, что государство при этом сильно воздействовало на эту эволюцию, могло ускорять развитие (иногда весьма искусственным образом) одних видов предпринимательства, замедляя и деформируя другие.

9. Собственные интересы торгово-промышленных сословий зачастую оказывались на втором плане, хотя они могли заявить о своих нуждах, участвуя в земских соборах, различных комиссиях, подавая челобитные и прошения. Однако в дореформенную эпоху российские предприниматели так и не составили единой политической силы, не могли в полной мере выразить свои общие потребности. К тому же в социальном, сословном отношении они были раздроблены на различные группы, гильди, наделенные разными правами и обязанностями, интересы которых часто не совпадали.

Позитивные ф акторы развития предпринимательства в России:

1. Противостояние суровым условиям страны, огромный труд по освоению ее пространств способствовали развитию таких черт национального характера, крайне важных для предпринимательской деятельности, как энергия, предприимчивость, стойкость, терпение.

2. По мере развития мировой торговли территория России становилась все более геополитически значимой. Все более очевидной становилась ее роль в качестве моста, связывающего Европу и Азию, открывались новые возможности использовать эту ситуацию, развивая контакты на Востоке и Западе.

3. Можно сказать и об огромных природных богатствах страны, особенно тех, что хранятся в ее недрах. Однако доступ к ним труден и стал возможен только при накоплении значительных капиталов.

Таким образом, из отмеченных выше факторов гораздо дольше и сильнее действовали негативные, чем благоприятные. Позитивные факторы могли в полной мере оказать благотворное влияние на развитие предпринимательства только в условиях расширения его свободы, ликвидации различных форм личной зависимости, глубоких изменений в социальной и экономической политике государства, сокращения его чрезмерного влияния в различных сферах жизни. В той или иной степени эти проблемы решались уже после отмены крепостного права, в условиях ускорившегося экономического развития страны, ее индустриализации в конце XIX в., нового промышленного подъема начала XX века.

Тема 2.1. Торговое предпринимательство

Вопрос 1. Психологическая и функциональная характеристика российского купца допетровской эпохи

1) Купец – грамотный, если не сказать образованный, человек; он умеет писать, читать и бегло вести счет; кроме того, он владеет или, по крайней мере, понимает чужие языки настолько, чтобы не доверяться исключительно толмачу (переводчику) в таком важном деле, как торговая сделка.

2) Купец – человек не робкого десятка, умеющий при необходимости постоять за себя; иначе говоря, он - физически крепкий, стойкий и мужественный, готовый к схватке с опасностью на суше и на море.

3) Это - человек беспокойный по натуре, обуреваемый жаждой странствий и новых приключений, или, иначе говоря, авантюрист, флибустьер.

4) Купец –это личность, нацеленная на познание нового, неизведанного, которому интересно знать, что там, за горизонтом; не случайно именно из беспокойного купеческого племени вышли все знаменитые землепроходцы, первооткрыватели Севера, Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Аляски и других глухоманей, колонизированных Россией.

5) Купец - самый энергичный инициатор и вдохновитель колонизации новых земель как невероятных рынков сбыта своих товаров и новых источников сырья. И в то же время именно купец - самый горячий сторонник мирных взаимоотношений с иноземцами, поскольку полагает, что выгоднее торговать, нежели воевать.

6) В купеческой среде сформировалась и окрепла идея необходимости экономической свободы как движителя цивилизованного прогресса; третье сословие (буржуазия) как на Западе, так и в России поднялось и выросло на купеческих дрожжах.

7) Неоценима роль купечества в широком распространении среди народов различных стран культурных ценностей своего времени.

8) На протяжении многих столетий купечество выполняло функцию важнейшего информационного источника, поставщика сведений о событиях и социальных процессах в стране и далеко за ее пределами. Возвращения купцов из дальних странствий ждали с нетерпением, которое подогревалось желанием не только заполучить от них новые товары, но и, выражаясь современным языком, утолить «информационный голод».

9) Характерной чертой купечества является обостренная жажда прибыли, которая пронизывает и венчает перечисленные свойства «купеческой породы». Торговля для новгородского купечества постепенно превратилась в профессию. В Новгороде в XIII в. появляются первые сословно-корпоративные объединения купечества; появляются также первые на Руси торгово-предпринимательские компании – «складничества». Именно с этого времени торговля приобретает ощутимо выраженный предпринимательский характер, а купец становится ведущей фигурой в этом процессе.

Вопрос 2. Пути и формы развития торговли на Руси

Изначальной формой торговли на Руси была караванная. Затем, с середины XIV в., эта форма торговли дополнилась ярмарочной (т.е. ежегодной), или периодической. А в конце XVII в. в России стала зарождаться оседлая, или постоянная торговля, которая утвердила себя и стала преимущественной лишь в конце XIX в. (главным образом в городах).

1. Караванная форма торговли – такая, когда купец или «складчина», накопив необходимое количество товаров, отправлялись в путешествие водным путем (на ладьях, стругах, барках) или сухопутным (на лошадях, верблюдах, волах). На длинном и продолжительном пути досаждали купца многочисленные рати разбойников и вымогателей. При прибытии каравана к месту назначения начинался основной торг, во время которого продавец и покупатель встречаются впервые и скорее всего - в последний раз. Этим фактором объясняется соответствующий уровень нравственности, этики деловых отношений как с той, так и с другой стороны. Наконец, свой товар распродан, иноземный закуплен - и караван трогается в обратный путь. Караванные экспедиции продолжались по полгода и дольше. Эта архаичная «варварская» форма торговли не могла в силу своей опасной специфичности пробудить массовый предпринимательский энтузиазм в купеческой среде.

2. Более широкий простор для торгового предпринимательства на Руси открывала ярмарочная торговля. Первые их русских ярмарок появились в 1347 г. в Смоленске и в 1366 г. близ Нижнего Новгорода. Самая крупная из волжских ярмарок - Казанская. У стен возрожденного монастыря св. Макария сначала возник сельский торг, который с годами перерос в ярмарку. Макарьевская ярмарка просуществовала до 1816 г, когда сразу после ее закрытия сильный пожар истребил все здания и торговые павильоны. Месторасположение ярмарки было перенесено к Нижнему Новгороду, где летом 1817 г. состоялся первый торг во временных павильонах. Новое место так понравилось купечеству, что решено было именно здесь, в месте слияния Оки и Волги, учредить фундаментально Нижегородскуюярмарку. К середине XIX в. Нижегородская ярмарка превратилась в крупнейшее во всем мире торжище, а слава о ней гремела по всей земле.

Что же представляет собой ярмарка с точки зрения ее экономических функций? Это: 1) пункт массового обмена товарами; 2) центр спроса и предложения; 3) регулятор цен; 4) источник коммерческой информации; 5) выставка товарных образцов.

Ярмарка в России во все времена выполняла важные социально-культурные функции как средство общения людей, их развлечений. В России было два вида ярмарок: общие и специализированные (чайные, хлебные, конские и т.д.). Каждая из них открывалась один раз в году - в точном соответствии с названием этой формы рынка (ярмарка по-немецки означает «яр» -год, «марк» -торг, т.е. торговля один раз в году). От других торговых рынков ярмарка резко отличалась двумя требованиями, предъявляемыми к предпринимателям -участникам торговых сделок. Во-первых, от них требовалась честность в делах (отсюда поговорка: «Жульничай в лавке» с подтекстом в качестве продолжения: «а не на ярмарке»). Во-вторых, на ярмарку представлялись товары только высшего качества. Чтобы попасть на ярмарку, хозяину надо было убедительно доказать отменное качество своего товара. Само понятие «ярмарочный товар» говорил покупателю обо всем и не нуждался в дополнительной рекламе. Изменения функций ярмарки выглядят следующим образом: XIV в. – середина XIX в. – торговля товарами; вторая половина XIX в. – торговля образцами товаров; XX в. – выставка-продажа товаров и технологий.

3. Оседлое предпринимательство. На протяжении XIX столетия российская ярмарочная торговля постепенно уступала место оседлой, т.е. стационарной, торговле. Оседлая торговля - спутница развитой дорожной сети. До XIX в. Росси вообще не знала искусственных путей сообщения по суше. Первая шоссейная дорога между Петербургом и Москвой (760 верст) начала строиться в 1816 г. Первый пароход в России прошел по Неве в 1813 г. Первая в России железнодорожная линия между Царским Селом и Петербургом (25 верст) начала действовать в апреле 1838 года. Вдоль великого Сибирского пути (8 тыс. верст) российский купец развернул предприятия оседлой торговли. Так крупные ярмарки потеряли былое значение в своей ведущей функции пункта массового обмена; перестали они быть и основными центрами спроса и предложения. Остальные функции ярмарки «взяли на себя» другие достижения прогресса, оставив ей функцию выставки товарных образцов и передовых технологий. Три фактора - железные дороги, телефон и коммерческая пресса - уже в XIX в. лишили ярмарки их прежнего значения. Четвертый фактор - переход на заимствованную у Запада систему торговли через странствующих приказчиков (коммивояжеров) с образцами товаров - окончательно «добил» ярмарочную торговлю. Крупные ярмарки прекратили свое существование - прежде всего в центральных губерниях России, а мелкие превратились в базары. Ведущая роль отныне стала принадлежать стационарной торговле, обороты которой за 1900-1913 гг. выросли с 7,3 до 11 млрд. руб и составили 60% от всех оборотов внутренней торговли России.

Вопрос 3. Экономические реформы Екатерины II и формирование предпринимательской среды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: