Административная защите прав налогоплательщиков (налоговых агентов) осуществляется путем подачи на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Такая жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Если у заявителя жалобы, пропустившего срок на ее подачу, имеется возможность документально подтвердить наличие соответствующей уважительной причины, то к заявлению о восстановлении пропущенного срока прикладываются наравне с обосновывающими жалобу и эти документы.
Жалоба налогоплательщика рассматривается в месячный срок со дня получения жалобы. Рассмотрение жалобы осуществляется без вызова на рассмотрение самого заявителя.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) принимает одно из ниже следующих решений:
· оставляет жалобу без удовлетворения;
· отменяет акт налогового органа и назначает дополнительную проверку;
· отменяет решение и прекращает производство по
делу о налоговом правонарушении;
· изменяет решение или выносит новое решение – по существу вопроса.
Решение об изменении обжалуемого решения принимается
вышестоящим налоговым органом когда:
а) обстоятельства дела были установлены органом, вынесшим обжалуемое решение, полно и точно, но какая-
либо часть содержащихся в обжалуемом решении выводов
и/или сообразных этим выводам предписаний не соответствует обстоятельствам дела и/или нормам законодательства о налогах и сборах;
б) заявителем жалобы представлены вышестоящему налоговому органу новые доказательства, свидетельствующие частичной ошибочности выводов, содержащихся в обжалуемом решении, сделанных нижестоящим органом об обстоятельствах дела.
В свою очередь, новое решение выносится вышестоящим налоговым органом, когда:
а) обстоятельства дела были установлены органом, вынесшим обжалуемое решение, полно и точно, но все выводы и предписания, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела или нормам законодательства о налогах и сборах;
б) заявителем жалобы представлены вышестоящему налоговому органу новые доказательства, свидетельствующие о полной ошибочности выводов, содержащихся в обжалуемом решении, сделанных нижестоящим органом об обстоятельствах дела.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца, которое в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.