Понятие добра

Вопросы добра и зла во все времена интересовали человека. По своему содержанию добро и зло представляют собой две стороны одной медали. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло.

Согласно философскому словарю, добро – это морально-этическая категория, в которой выражается нравственная оценка поведения людей, а также общественных явлений с различных позиций [7].

Понятие добра во все времена интересовало человека, являясь мерилом нравственности. В Древней Греции, например, орудием нравственного воспитания объявлялась музыка, оказывающая огромное влияние на этическую сторо­ну души [12]. К сожалению, музыкальное наследие периода Античности невелико – археологами найдено всего 11 образцов музыкального материала, в основном - это гимны и оды, прославляющие добрые деяния героев греческой мифологии.

Наиболее ярко образ добра можно рассмотреть на примерах творений изобразительного искусства, которые воплощены в человеческих образах. Яркими тому примерами могут являться работы Рембрандта Ван Рейна («Возвращение блудного сына», «Святое семейство» и т.д.), Леонардо да Винчи («Мона Лиза», «Мадонна Бенуа»), скульптурные композиции Огюста Родена и Микеланджело Буонаротти. А сколько света и тепла исходит от полотен Владимира Боровиковского! Вы скажете – «Это скорее образы красоты, милосердия и веры, нежели добра», но, по словам английского философа Энтони Шефсбери, «именно красота создает величайшее добро» [13].

Эту тему повторяет и развивает современное киноискусство, постоянно ставя человека перед нравственным выбором.

Если присмотреться к современной ситуации в кинематографе, то можно увидеть множество бессмысленных боевиков, глупых и пошлых комедий, сентиментальных сериалов и однообразных мелодрам. Но можно выделить и серьезные фильмы, просмотр которых не только доставляет эстетическое удовольствие, но и заставляет задуматься над своей жизнью, ставит серьезные нравственные проблемы.

В качестве примера можно рассмотреть фильм Роберта Земескиса «Форест Гамп». Главный герой, не отличаясь высоким интеллектом, в то же время очень добр и наивен, его взгляд на мир обусловлен высокими нравственными идеалами: лучше отдавать, нежели принимать. Незаурядная личность главного героя, попадая в различные жизненные ситуации, проявляет лучшие человеческие качества, показывая пример настоящей любви, преданной дружбы, честности и терпения. Он ни во что не ставит те ценности, к которым стремится мир, окружающий его: ни деньги, ни власть не изменили его отношения к миру и людям. Он остался человеком. Фореста Гампа можно сравнить с князем Мышкиным из фильма Владимира Бортко «Идиотъ» [15,16].

Можно обратить внимание на некоторые другие кинокартины: «Лион» (Люка Бессона) и «Зеленая миля» – ставят вопрос интерпретации любви в современном мире. «Титаник» (Джеймса Кэмерона) – заставляет задуматься над жизненными ценностями, «Матрица» – открывает духовный мир для заядлых материалистов. Через эти фильмы можно найти общий язык с современным миром. Киноиндустрия, поставляя на мировой рынок множество пустых, однодневных фильмов, в то же время иногда ставит картины, становящиеся классикой, благодаря своей причастности вечным, нравственным идеалам.

О чень важно, что останется у зрителя после просмотра того или иного фильма: либо он побежим браться за самое современное оружие, чтобы уничтожить мировое зло, либо обрат свой взгляд в себя, задумается о смысле жизни.

Воспевая красоту, утверждая моральные нормы, искусство использует особые, только ему присущие средства и приемы. Оно приводит в движение неизрасходованные в повседневной жизни эмоциональные ресурсы человека, потрясает его. Тем самым искусство подвергает сомнению и преодолевает устаревшие нравственные принципы, способствует становлению новых, прогрессивных.

Защищая добро, оно не может не обращаться и к образам зла, подчас делая именно их предметом своего специального изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: