Пункт «а» ст. 8 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевской конвенции определяет понятия «раненые» и «больные », которые «означают лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти слова также относятся к роженицам, новорожденным детям и другим людям, которые могут нуждаться в медицинской помощи или уходе, например беременные женщины или немощные, и которые воздерживаются от любых враждебных действий». Это определение основано на двух критериях — потребности в медицинском уходе и воздержании от любых враждебных действий.
Критерий воздержания от враждебных действий был сохранен также при формулировании определения «лиц, потерпевших кораблекрушение», которые в соответствии ст. 8 Дополнительного протокола «означают лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий».
|
|
Статья 10 Дополнительного протокола I гласит:
«1. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.
2. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия, по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских».
Уважительное отношение к раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение предполагает, что с «беззащитными людьми всегда следует обращаться так, как этого требует их состояние, и всегда гуманно».
Предоставление медицинской помощи предполагает, что раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение необходимо оказывать медицинскую помощь, их нельзя оставлять на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника. При этом нет необходимости обращаться с ними лучше, чем это возможно: за ранеными и больными стороны противника не нужно ухаживать лучше, чем за своими собственными комбатантами в такой же ситуации. Это положение ни в коей мере не может служить, во-первых, основанием для отказа в их защите, а, во-вторых, запрет проводить
какое-либо неблагоприятное различие не означает, что необходимо обращаться со всеми ранеными и больными одинаково. Особое внимание может быть уделено более уязвимым категориям: старикам, детям и беременным женщинам.
|
|
Больные и раненые, а также санитарный и духовный персонал ни в коем случае не могут отказываться, полностью или частично, от прав, которые им обеспечивают Женевские конвенции и специальные соглашения, если таковые имеются (ст. 7 I Женевской конвенции). Данное положение о не отчуждаемости прав покровительствуемых лиц призвано уберечь их от давления, которое может оказываться на них с целью принудить отказаться от своих прав. В конечном счете, не отчуждаемость прав покровительствуемых лиц служит главной цели международного гуманитарного права — защите жертв вооруженных конфликтов.
Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, должны принимать всевозможные меры
для того, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и
оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить
им необходимый уход, а также для того, чтобы разыскать
мертвых и воспрепятствовать их ограблению. Каждый раз, когда
это позволят обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные
соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся
на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен
ими. Равным образом, между сторонами, находящимися в конфликте, могут быть заключены местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества.
Военные власти могут обращаться с призывом к человеколюбию местных жителей, добровольно подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя этим жителям необходимое покровительство и льготы. Кроме того, они должны разрешать населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственному почину подбирать раненых и больных, независимо от их национальности, и ухаживать за ними. Гражданское население должно относиться с уважением к этим больным и раненым и, в частности, не применять в отношении них никаких актов насилия. Никто не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными и больными.
Значительное количество норм международного гуманитарного права посвящено регулированию защиты медицинского и
духовного персонала.
Причем защите подлежат как отдельные
лица, так и медицинские формирования. В ст. 8 Дополнительного протокола I содержится следующее определение медицинского персонала, которое «означает лиц, которые назначены
стороной, находящейся в конфликте, исключительно для медицинских целей, перечисленных в пункте «е», для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований или для работы на санитарно-транспортных средствах и для их административно-технического обеспечения. Такие назначения могут быть либо постоянными, либо временными».
Под медицинскими целями понимается «розыск, подбирание, транспортировка, установление диагноза или лечение, включая оказание первой медицинской помощи, раненых, больных и лиц,
потерпевших кораблекрушение, а также профилактика заболеваний».
Медицинский персонал может быть как гражданским", так и военным, но гражданский персонал пользуется защитой, предоставляемой международным гуманитарным правом медицинскому персоналу, только в том случае, если он получил назначение от находящейся в конфликте стороны, к которой он принадлежит. В случае, когда медицинский персонал национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и других национальных добровольных обществ помощи должным образом признается и уполномочивается стороной, находящейся в конфликте, он также относится к медицинскому персоналу в смысле ст. 8 Дополнительного протокола I.
|
|
Помимо медицинского персонала, принадлежащего одной из сторон в конфликте, предоставлять свои услуги в вооруженном конфликте может и иностранный медицинский персонал. Причем этот персонал может предоставляться в распоряжение воюющих сторон государством, которое само не участвует в вооруженном конфликте, либо обществом помощи (например, национального Красного Креста и Красного Полумесяца) такого государства, либо работать под контролем МККК.
Понятие «медицинский персонал» в Дополнительном протоколе I использовано в широком смысле слова. Данным понятием охватываются не только собственно медицинские работники, но и весь персонал, чья работа необходима для обеспечения эффективной помощи раненым и больным, например, госпитальные повара, механики, обслуживающие медицинские транспорты. Такой персонал пользуется защитой, как и собственно медицинский персонал, все время, пока он находится в составе медицинской службы. Защита медицинского персонала - не личная привилегия этих лиц, она естественно вытекает из положений международного гуманитарного права, разработанных для того, чтобы обеспечить покровительство и защиту жертвам вооруженных конфликтов. Защита предоставляется медицинскому персоналу с тем, чтобы облегчить ему выполнение гуманных задач по оказанию помощи раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, и только при том условии, что он занимается исключительно их выполнением, и только на время их выполнения. При выполнении этих задач медицинский персонал должен воздерживаться от каких-либо враждебных действий, т.е. он должен быть нейтральным в вооруженном конфликте. Если медицинский персонал принимает участие в боевых действиях, то он теряет право на защиту.
Медицинскому персоналу разрешено иметь только личное оружие и использовать его только для самообороны и защиты своих раненых и больных (ст. 22 I Женевской конвенции
|
|
Медицинский персонал, предоставляющий свои услуги во время вооруженного конфликта, обязан, как и в мирное время, соблюдать принципы медицинской этики. Эти требования содержатся в ст. 16 Дополнительного протокола I и ст. 10 Дополнительного протокола П.
К медицинским формированиям и подвижные госпитали, полевые госпитали или другие учреждения, созданные для медицинских целей, как, например, фармацевтические склады. При этом не важно, являются они мобильными или стационарными, действуют на временной или постоянной основе. Эти формирования могут быть как военными, так и гражданскими. Единственное условие для гражданских медицинских формирований, принадлежащих сторонам в конфликте, состоит в том, что они должны быть признаны и уполномочены компетентными властями одной из сторон в конфликте.
Конвенциями определено, что постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования медицинской службы, санитарные летательные аппараты, военные госпитальные суда, госпитальные суда воюющих сторон, нейтральных государств, благотворительных обществ и частных лиц ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению или захвачены. Они во всякое время должны пользоваться уважением и защитой.
Сторона, находящаяся в конфликте, вынужденная оставить неприятелю раненых или больных, должна оставить вместе с ними, насколько это позволят военные требования, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними. В таких случаях медицинский персонал несет особую ответственность. Он должен позаботиться о том, чтобы его было легко опознать, а также по возможности быстро связаться со стороной, во власть которой они попадают, с тем, чтобы добиться наиболее благоприятного решения судьбы раненых и больных, вверенных его попечению.
Этот персонал, попавший во власть противной стороны, должен задерживаться лишь в той мере, в какой этого будет требовать санитарное состояние, духовные потребности и количество военнопленных. Лица, принадлежащие к этому персоналу и задержанные таким образом, не считаются военнопленными. Однако они будут пользоваться, по меньшей мере, преимуществами всех положений III Женевской конвенции. Имущество подвижных санитарных формирований вооруженных сил, которые попадут в руки противника, должно оставляться им для ухода за ранеными и больными. Право реквизиции, признанное за воюющими по законам и обычаям войны, будет осуществляться лишь в случае крайней необходимости, после того как судьба раненых и больных будет обеспечена.
Согласно ст. 8 Дополнительного протокола духовный персонал «означает лиц, как военных, так и гражданских, как, например, священников, которые заняты исключительно выполнением своих духовных функций» и приданы вооруженным силам, медицинским формированиям или санитарно-транс-портным средствам, организациям гражданской обороны сторон, находящихся в конфликте, а также медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам третьих стран, не участвующих в конфликте, обществ помощи таких государств или беспристрастных международных организаций.
Режим уважения и защиты духовного персонала такой
же, как и для медицинского персонала. Нормы о защите медицинского и духовного персонала применимы в течение всего
периода их миссии, включая промежутки времени, когда такой
персонал временно не выполняет свои обязанности. Медицинский и духовный персонал пользуется специальной защитой в
силу его особой роли в оказании помощи другим категориям
покровительствуемых лиц.
ВОЕННОПЛЕННЫЕ:
Положения Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении с военнопленными», ряд норм Дополнительного протокола определяют правовой статус военнопленных и распространяются на всех законных участников международных вооруженных конфликтов, кроме медико-санитарного и духовного персонала, которые не считаются военнопленными.
Согласно п. «А» ст. 4 III Женевской конвенции, кроме личного состава вооруженных сил (включая личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил, а также военнослужащих вооруженных сил, подчиненных правительству, которое не признает держащая в плену держава) на ряд других категорий лиц распространяется право на получение статуса военнопленных.
Во-первых, это участники движений сопротивления (партизаны), принадлежащие к стороне, находящейся в конфликте, и
которые отвечают условиям п. 3 ст. 44 Дополнительного протокола I. При выполнении этих условий данные лица получают право на статус военнопленных.
2.Во-вторых, это ряд лиц, следующих за вооруженными сила
ми, но не входящих в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты (за исключением тех журналистов, с которыми в соответствии с положениями Дополнительного протокола I следует обращаться как с гражданскими лицами), поставщики, личный состав рабочих команд и служб, осуществляющих бытовое обслуживание вооруженных сил.
3. В-третьих, статус военнопленных распространяется на членов экипажей торговых судов и гражданской авиации, не пользующихся более льготным режимом в силу других положений международного права.
4. И наконец, лица из числа населения неоккупированной территории, которое добровольно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятеля, не имея времени сформироваться в регулярные воинские подразделения, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
В соответствии с п. «В» ст. 4 III Женевской конвенции
статус военнопленных также распространяется на лиц, которые принадлежат или принадлежали к вооруженным силам
оккупированной страны и которых оккупирующая держава
желает снова интернировать, «даже если она вначале освободила их, в то время, когда военные действия происходили за
пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти
лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным
силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования». Данный статус
распространяется на всех лиц, принадлежащих к одной из описанных выше категорий, и которых приняла на своей территории какая-либо нейтральная или невоюющая держава, если только она не предпочтет предоставить им более благоприятный режим. Таким образом, любой комбатант, а также ряд иных категорий лиц приобретают статус военнопленного, если попадают во власть противной стороны. Если возникает сомнение в том, имеет ли такое лицо статус военнопленного, оно продолжает
сохранять такой статус и пользуется защитой международного гуманитарного права до тех пор, пока его статус не будет
определен компетентным судебным органом (абз. 2 ст. 5
III Женевской конвенции, ст. 45 Дополнительного протокола I).
Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения и до репатриации. Никакие меры удерживающих их властей или их собственные действия не могут привести к утрате или этого статуса во время плена. Военнопленные ни в коем случае не могут отказаться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают 3-я Женевская конвенция.
Главным в режиме военного плена является то, что в соответствии со ст. 12 III Женевской конвенции военнопленные
находятся во власти воюющего государства, а не во власти отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен.
С военнопленными всегда следует обращаться гуманно, и при любых обстоятельствах они имеют право на уважение
их чести и достоинства. Независимо от степени ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащее в плену государство несет полную ответственность за обращение с военнопленными, оно обязано бесплатно обеспечить содержание
военнопленных и предоставление необходимой медицинской помощи (ст. 15 III Женевской конвенции). Держащая в плену
держава должна со всеми военнопленными обращаться одинаково, без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д.
Запрещается любой незаконный акт или бездействие со стороны государства, во власти которого находится военнопленный, влекущие смерть или серьезную угрозу его здоровью.
Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или какому-либо научному или медицинскому опыту, который не оправдывается соображениями лечения и его интересами. Такие действия рассматриваются как военные преступления. Допускается лишь ряд исключений, связанных
со сдачей крови для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно (ст. 11 Дополнительного протокола I).
III Женевская конвенция регулирует четыре группы норм, регулирующих основные стороны жизни военнопленного: начало плена, условия интернирования, уголовные и дисциплинарные наказания, освобождение и возвращение на родину.
В ст. 19 III Женевской конвенции и ст. 41 Дополнительного протокола I содержится принципиальное положение, обеспечивающее защиту военнопленных — эти лица не должны без необходимости подвергаться опасности, ожидая эвакуации из зоны военных действий. Когда же они попадают в плен при необычных условиях военных действий, при которых невозможна их нормальная эвакуация, они должны быть освобождены и для обеспечения их безопасности должны быть приняты всевозможные меры.
Военнопленные должны размещаться в лагерях с учетом их национальности, языка и обычаев и не подвергаться воздействию огня или зоны боевых действий. Военнопленные должны располагать убежищами против воздушных налетов. Жилищные условия военнопленных должны быть не менее благоприятными, чем соответствующие условия войск держащего их в плену государства. Эти условия должны учитывать привычки и обычаи военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья. Основной суточный рацион питания должен быть достаточен по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать в хорошем состоянии здоровье военнопленных. Любые коллективные дисциплинарные взыскания, затрагивающие питание, воспрещаются (ст. 26 III Женевской конвенции).
Трудоспособные военнопленные с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей могут быть использованы в качестве рабочей силы. При этом офицеры и приравненные к ним лица ни в коем случае не могут принуждаться к работе. Однако, если они просят дать им подходящую для них работу, то такая возможность им может быть предоставлена. Кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря военнопленные могут быть привлечены в принудительном порядке только к работам, относящимся к нижеперечисленным категориям: сельское хозяйство; добывающие или обрабатывающие отрасли промышленности, за исключением металлургической, машиностроительной и химической промышленности, а также общественных работ и строительства, носящих военный характер или имеющих военные цели; работы на транспорте или погрузочно-разгрузочные, не имеющие военного характера или назначения; торговая деятельность, искусство и ремесло; работы по домашнему хозяйству; коммунальные услуги, не имеющие военного характера или назначения (ст. 50 III Женевской конвенции).
Значительное число норм III Женевской конвенции и Дополнительного протокола I регулируют вопросы, связанные с
поддержанием дисциплины среди военнопленных. Так, в соответствии со ст. 39 III Женевской конвенции для обеспечения
дисциплины, соответствующей положению военнослужащих,
каждый лагерь военнопленных находится под непосредственным началом ответственного офицера, принадлежащего к регулярным вооруженным силам, держащего в плену государства. Такой офицер обязан хорошо знать положения международного гуманитарного права, регулирующего защиту военнопленных, а тексты III Женевской конвенции и соответствующих положений Дополнительного протокола I должны быть
вывешены в каждом лагере на языке военнопленных в местах,
где их могут прочитать.
Согласно ст. 82 III Женевской конвенции военнопленные
должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы. Дисциплинарные взыскания могут быть наложены только начальником лагеря или офицером, назначаемым им, и ни в коем
случае не военнопленным. Дисциплинарные взыскания ни в
коем случае не должны быть бесчеловечными, жестокими или
опасными для здоровья и не могут налагаться на срок, превышающий более чем 30 суток.
Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (ст. 118 III Женевской конвенции). Однако те из них, против кого возбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда или до отбытия ими наказания.
«В немеждународных вооруженных конфликтах статуса комбатантов не существует и, следовательно, не существует производного от него статуса военнопленного. В Дополнительном протоколе II для обозначения таких лиц используется термин «лица, свобода которых ограничена по причинам, связанным с вооруженным конфликтом». Положение этой категории лиц регулируется ст. 5 Дополнительного протокола II. Ее целью является создание приемлемых условий содержания и определение мер, которые должны гарантировать им гуманное обращение в той ситуации, в которой они находятся. К таким минимальным гарантиям относятся снабжение продовольствием водой, обеспечение условиями для сохранения здоровья и соблюдения гигиены. Места содержания таких лиц не должны быть вблизи зоны боевых действий. Они пользуются правом на получение помощи в индивидуальном или коллективном порядке. Им разрешается отправлять свои религиозные обряды и, при наличии соответствующих просьб и когда это уместно, получать духовную помощь от лиц, которые выполняют религиозные функции. В случае привлечения к работе они обеспечиваются соответствующими условиями труда и защитой, аналогичными тем, которые предоставляются местному гражданскому населению.
охрана гражданского населения.
Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения.
Согласно Дополнительному протоколу I гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (ст. 51). При этом установлено, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в пп. 1, 2, 3 и 6 пункта «А» ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г. и в ст. 43 Дополнительного протокола I. Кроме того, в случае сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается таковым.
Таким образом, нормы общей защиты теперь относятся ко всем лицам, затронутым вооруженным конфликтом, независимо от того, относятся ли они к покровительствуемым лицам, как они определены в ст. 4 IV Женевской конвенции, или нет. Эти нормы касаются как граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории стороны в конфликте, а также граждан государств, не подписавших Женевские конвенции и Дополнительный протокол I, которые оказались на этой территории.
В соответствии с п. 3 ст. 50 Дополнительного протокола I присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и права на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Мирное население имеет право на гуманное обращение, уважение их религиозных убеждений и т.д.