Основные этапы разработки программы развития

Планирование будущего школы представляет собой поиск ответов на четыре основных вопроса:

1. Что представляет собой сегодня школа, каковы ее сильные и слабые стороны?

2. Какой мы хотим видеть школу в будущем?

3. Какие возможности существуют для реализации цели и что нам мешает?

4. Какие действия и в какой последовательности мы должны совершить, чтобы достичь цели?

Технологии поиска ответов на эти вопросы могут быть различными. В конечном итоге важно, позволяет ли данная технология получить программу, способную стать более эффективным средством управления, чем традиционные планы. Предлагаемая технология планирования развития школы разработана на основе методологии системного подхода, анализа и обобщения имеющегося опыта разработки программ развития образовательных учреждений.

В процессе разработки программы развития школы можно выделить следующие стадии:

1. проблемный анализ состояния школы;

2. формирование концепции будущего школы;

3. разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к новой школе;

4. формирование целей первого этапа построения новой школы;

5. формирование плана действий;

6. экспертиза программы.

Поясним какие проблемы решает разработчик на каждой из выделенных стадий.

Анализ состояния школы призван определить исходную базу для разработки путей ее развития. Он должен выделить сильные и слабые стороны школы и ответить на вопрос: что следует изменить, чтобы в будущем школа могла удовлетворять требованиям, которые к ней будут предъявляться.

Разработка концепции будущего школы - это построение образа того, какой должна будет стать школа в результате осуществления программы ее развития, т.е. призвана определить ее желаемое будущее.

Развитие школы может осуществляться разными путями, отличающимися тем, какие усилия нужно тратить, чтобы двигаться по ним. Выявить основные из них и выбрать наименее трудоемкий путь - важная задача составителей программы. Ее решение осуществляется в процессе разработки стратегии, основных направлений и задач развития школы. На этом этапе планирования определяются этапы перехода от настоящего к желаемому будущему и оценивается реалистичность разработанной ранее концепции развития школы.

Поскольку переход к желаемому конечному результату - длительный процесс, то необходимо зафиксировать промежуточные состояния, через которые должна будет проходить программа, т.е. определить цели этапов. Но, поскольку цели последующих этапов будут зависеть от тех конкретных результатов, которые были достигнуты на предыдущих, в начале разработки необходимо конкретизировать лишь цели первого этапа программы.

Следующий шаг планирования - это конкретизация действий, которые нужно совершить для реализации цели первого этапа программы и подготовки к осуществлению последующих этапов.

Последний шаг планирования - оценка программы и принятие решения о ее запуске.

исходя из вышесказанного, основные стадии разработки программы развития:

1. Подготовительный.

2. Разработки.

3. Принятия решения, экспертирования.

Перейдем теперь к характеристике отдельных этапов.

1. Подготовительный.

1.1. Принятие решения о разработке программы развития школы (ПРШ).

Мотивы связанные с принятием решения о разработке программы могут быть вызваны целом рядом причин:

- желание руководителя иметь такую программу;

- осознали необходимость перемен и беретесь за разработку программы;

- сверху спущено, что необходимо перестраиваться и Вы решаете как;

- сверху приказали разработать программу.

Несмотря на различие причин побудивших заняться разработкой программы, следует позаботиться на этом этапе о необходимости мотивации этой работ - необходимости увлечь всех, или по крайней мере большинство коллектива, так как эта работа требует на этапе разработки, а в особенности на этапе внедрения включения всего коллектива.

1.2. Обеспечение управления разработкой.

Разработка должна планироваться.

На входе:

- кадры (свои и чужие)

- финансы(кому, сколько, откуда)

- ресурсы (бумага, и пр.)

- информация (очень важный ресурс, так как возможно, что потребуется дополнительное исследование.

- документы

- технология (знать как разрабатывать)

- консультационные услуги (приглашение экспертов)

- мотивация

- интеллектуальные возможности (т.к. с низкими ничего не будет)

- управленческое обеспечение.

На выходе ПРШ.

1.3. Организация рабочих групп и их ресурсное обеспечение.

Необходимо образовать рабочие группы. Принципы их деления самые разные (человек может входить и в разные группы с разными функционалами). Наличие ресурсов, поддержка сверху. - документы- технология (знать как разрабатывать)

1.4. Добыча дополнительных ресурсов (обычно информации).

- финансы(кому, сколько, откуда)

- информация (очень важный ресурс, так как возможно, что потребуется дополнительное исследование.

- консультационные услуги (приглашение экспертов)

- интеллектуальные возможности (т.к. с низкими ничего не будет)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: