Зачастую, и это можно увидеть в тех планах по которым мы работаем, программа - последовательность действий определяется из “целей” функционирования данного учреждения или подразделения без соотнесения с внешними и внутренними условиями функционирования.
Справедливой, в этой связи считаю точку зрения, что цель - это не только образ желаемого, но и результат возможного.
Анализ состоит из двух частей: сначала школа рассматривается как некая данность, а затем выявляется, что в ней не удовлетворяет сегодняшним и завтрашним требованиям.
Для того чтобы определить возможности реализации любой идей преобразования школы, необходимо знать ее исходное состояние по самым разным аспектам- рассмотреть, как говорят, точку отсчёта.
2.1. | Анализ и прогноз влияний на школу внешней Среды, изменения социального заказа, образовательных потребностей. |
- предсказывать всегда трудно, но все-таки можно попробовать ответить что будет если:
1) также 2) хуже 3) лучше
Характеристика социума включает в себя разделы:
|
|
-население микрорайона;
- окружение школы;
- наличие культурно-просветительных, спортивных и т.п. учреждений;
- торговых точек;
и пр. - всего того, что необходимо учесть при подготовке программы развития.
Вопросы на которые следовало бы ответить, характеризуя влияние внешней среды на школу могли бы быть сформулированы следующим образом:
- что входит в ближайшую среду школы и как влияет;
- что является источником социального заказа для школы (об этом подробнее поговорим позже);
- какие факторы следует брать в расчет;
- как они могут меняться и что это нам дает, как влияет;
- каковы требования к результатам работы школы они предъявят завтра;
- какие из этих требований школа будет учитывать в первую очередь;
- как все это учесть когда составляется модель Выпускника Школы, миссию школы, Модель Школы.
2.2. | Анализ исходного состояния и тенденций изменения школы и системы в целом. |
2.3. | Проблемный анализ состояния школы. |
Целесообразно начать анализ с информационной справки о школе, в которой приводится:
1. численность учащихся;
2. число смен с указанием классов по сменам;
3. число классов по ступеням образования или по параллелям
4. количество учителей (общее и дифференцированное по образованию, квалификационным разрядам, почетным званиям, стажу работы, полу и другим характеристикам);
5. средний возраст учителей;
6. режим школы (например, пятидневка с шестым развивающим днем или без него, школа полного дня и др.);
7. продолжительность уроков по классам;
8. состояние материально-технической базы (спортзалы и площадки, стадион, актовый зал (указать число мест), киноустановки, столовая (указать число мест), количество и оснащенность кабинетов, фонд библиотеки (число экземпляров справочной, художественной, научно-популярной, методической и учебной литературы), стоматологический, физиотерапевтический и другие кабинеты и т.д.);
|
|
9. характеристика внеурочной воспитательной работы (какие художественные, спортивные, музыкальные школы, студии и клубы, секции действуют на базе школы);
10. краткие сведения об истории, традициях, наследии школы;
11. характеристика контингента (по полу, социальному составу семей, национальности, здоровью, успешности в учебе и другим важным для программы параметрам);
12. характеристика социума (об этом я сказал выше);
13. наличие (или отсутствие) творческих контактов с учеными, научными центрами, кафедрами вузов, ИПК и др.;
14. краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последний учебный год по ступеням, параллелям, классам или циклам предметов и (если было исследовано) динамика результатов за последние годы, а также другие данные анализа учебно-воспитательного процесса и его результатов;
15. характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений школы, т.е. того, что она умеет делать лучше других, чем она сильна (что в современной теории управления - менеджменте- называют конкурентным преимуществом школы);
16. характеристика управляющей системы школы (органиграмма, функционал, организационный механизм).