Личность в системе профессиональных отношений

Изучение проблемы формирования личности в связи с профессиональной деятельностью основывается на достижениях в области психологии личности. Представители различных психологических направлений и школ основное внимание в своих исследованиях сосредоточили на изучении структуры личности, различных психических образований, выяснении их функций, раскрытии условий формирования разных свойств личности и т. д. Динамический подход имеет целью изучение качественных изменений в личности, прогрессивных или регрессивных форм и тенденций развития, причин трансформации личности.

Жизнь человека в одном из своих измерений может рассматриваться как процесс реализации ее личностного смысла. В таком случае этот процесс может оцениваться по тому, насколько он «продвинут» в сторону приближения к своему идеалу – полному воплощению в жизнь личностного смысла. Мерой приближения результатов усилий человека к этому идеалу является УСПЕХ.

В русском языке это слово имеет несколько взаимосвязанных значений: удача в достижении чего - нибудь; общественное признание; хорошие результаты в чем-либо (в работе, учебе, у женщин, у мужчин и т. д.). На основе этих значений формируется понятие «успех». «Успех – это последовательное достижение намеченных личных целей», считают Т. Пауэл и Дж. Пауэл.

Успех, он определенным образом связан с карьерой. В переводе с итальянского «карьера» – это бег, жизненный путь, поприще.

Согласно большому энциклопедическому словарю, карьера имеет три взаимосвязанных значения:

1. продвижение в какой-либо сфере деятельности;

2. достижение известности, славы, выгоды;

3. обозначение рода занятий профессии.

В научной литературе различают: широкое понимание карьеры, как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, как переход от одного уровня профессионализма к другому; и более узкое, как должностное продвижение, достижение определенного социального статуса.

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. «Вне этих отношений, — пишет А. Н. Леонтьев, — человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе как в деятельности конкретных людей» [5]. Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности [5].

В процессе профессиональной деятельности человек (индивид) неизбежно вступает в определенные общественные отношения с другими людьми, и только в системе общественного производства вещественные орудия «оживают», обогащая возможности человека.

Профессиональную деятельность можно рассматривать как способ социально-экономического и духовного взаимодействия индивида и трудового коллектива. Это создает необходимость учета соотношения и взаимосвязей материальных и духовных ценностей в системе производства. Человек производит материальные ценности, чтобы существовать, но он существует не только для того, чтобы их производить. В процессе труда внешние цели (материальные ценности) в определенной мере теряют для человека видимость объективной необходимости и становятся целями, которые ставит себе индивид, — целями самоосуществления. Как отмечал В. И. Ленин, «реализовать себя, дать через себя самого объективность в объективном мире...» [6], это значит осознанно реализовать свои способности и возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: