Агитация как разновидность немаркетинговых коммуникаций при сохранении характерных для этого типа информационных обменов основной акцент делает на изменение практической активности поведения реципиента. Если пропаганда создает и распространяет некие мыслительные схемы, то агитация пытается стимулировать поведенческую активность людей, стремясь насадить определенные культурные образцы их поведения и взаимодействия в сфере политики. Иными словами, информационное воздействие на политического актора в рамках агитации рассматривается как предпосылка достижения конечной цели, а именно: заставить его оказать практическую поддержку политическому курсу, партийной программе, линии поведения определенного лидера.
Интенсивность агитации, ее формы и иные существенные параметры разнятся в зависимости от конкретных задач (например, нужно ли способствовать поддержке инновационного политического курса правительства или необходимо обеспечивать проведение привычной для населения политической линии, воспрепятствовать политическому курсу противника или же сохранить лояльность действующему режиму и т.д.). Исходя из функционального предназначения и строится агитация. В результате транслируются не все компоненты идеологической системы, а лишь те, которые непосредственно стимулируют поведенческие реакции. По этой причине основной идейный материал, с которым «работает» агитация, сосредоточен в основном в программных документах партий и правительств, политических требованиях и директивах, лозунгах и призывах. Агитация распространяет те информационные продукты, в которых общеполитические идеи и ценности, идеалы и принципы политического движения или, условно говоря, социальная философия соответствующих акторов выражена наиболее концентрированно — в конкретных целях, соединяющих базовые политические представления с решением практических задач.
Агитация стремится к аккумуляции, концентрации воздействия транслируемого ею идейного материала на сознание конкретного реципиента. Ее основными «мишенями», способными трансформировать идеи в поведенческие практики, становятся мотивации и установки реципиента. Эти компоненты сознания наделяются сугубо конкретными значениями, которые способны персонализировать распространяемую информацию с учетом всех особенностей реципиента. При таких условиях появляется возможность не только соединить внешние для реципиента цели с его внутренними представлениями, но и добиться их непосредственного влияния на поведенческие практики человека.
Агитация в еще большей степени, нежели пропаганда, спроецирована на использование эмоциональных компонентов сознания реципиентов. А настойчивость и агрессивность информационного давления становятся едва ли ни основными формами ее политического существования.
Агитационные технологии
Понятно, что сверхэмоциональная заряженность агитации обусловлена применением соответствующих технологий. При агитационном информировании активно используются приемы, характерные и для пропаганды. Однако агитация сохраняет и собственный информационный потенциал, но при этом более широко и специальным образом использует различные психологические методики, позволяющие стимулировать поведенческие реакции. Безусловным принципом применения агитационных техник выступает постоянная контаминация вербальных и иконических сообщений (соединение словесных и визуальных способов передачи информации), усиливающая воздействие политических идей и целей на различные слои населения.
Для агитационной «упаковки» информации весьма часто прибегают к различным психологическим эффектам.
и использовать при информационных взаимодействиях, организуя идеи и поступки человека.
В агитации используются и другие аналогичные технологии. Они либо направлены на проникновение в сознание реципиента замаскированных в информационном сообщении связей (ассоциативные методы), либо возбуждают в сознании людей так называемые дремлющие эффекты (в силу чего информирование об определенных событиях неизбежно вызывает у человека чувство настороженности или, напротив, только позитивные оценки). Такие методики направлены на то, чтобы распространяемая информация «западала в душу», разъедала сознание человека или делала его зависимым от внешнего воздействия, вызывая, к примеру, устойчивое стремление присоединиться к сильному лидеру, следовать подсказанным извне жизненным примерам.
Весьма характерно для агитационного воздействия стимулирование некритических мыслительных реакций, способствующих разрушению рациональных оснований сознания и формированию фанатизма. Именно с их помощью воспитываются политические террористы, самоубийцы, способные ради достижения политических идей или целей поставить под угрозу не только собственную жизнь, но и жизни многих других людей.