1. Прочитайте отрывки из трудов Платона, Аристотеля в учебнике или хрестоматии по философии. Укажите особенности языка античных ученых, не соответствующие современным представлениям о научном стиле.
2. Найдите в труде Р. Декарта «Наука дидактика» рекомендации ученому, создающему текст. Что в самом труде помогает поиску? Следует ли сам Декарт своим рекомендациям? Обоснуйте ответ.
3. Приведите примеры научных, научно-методических и научно-популярных изданий по изучаемым вами предметам.
4. Найдите в энциклопедии, учебнике, занимательной (научно-популярной) книге или журнале (например, в «Технике молодежи») и, при возможности, в инструкции по эксплуатации слова: дисплей, хронометр, гель, виртуальный, мультимедийный, эксклюзивный, ноу-хау, алгоритм, эмульсия. Как отличается в разных источниках толкование (контекст): словарным составом, строением фразы, пониманием слова?
5. Познакомьтесь с текстом какой-либо диссертации, связанной с темой вашей научной работы, найдите в ней примеры, иллюстрирующие особенности научного стиля. Какие особенности проиллюстрировать не удалось и почему?
|
|
6. Просмотрите два-три номера научного журнала по вашей специальности. Произведения каких жанров в нем содержатся? Выпишите названия работ, относящихся к разным научным жанрам: тезисы, реферат, статья и др.
7. Сравните цели и задачи, сформулированные в монографии и в справочном издании по изучаемому вами предмету. Найдите и перечислите отличия, обусловленные уже самими жанрами монографии и справочника.
8. Познакомьтесь с правилами оформления библиографических ссылок (по книге Альберт Ю. В. Библиографическая ссылка. Киев: Наукова думка, 1983) или сформулируйте правила, анализируя библиографические ссылки в научных изданиях.