Основные типы и специализации транспортно-экспедиторских предприятий

Основой оформления всех форм отношений в транспортной экспедиции является договор поручения, сторонами которого выступают юридическое или физическое лицо - поверенный и юридическое или физическое лицо - принципал. На основании договора поручения поверенный обязуется совершать от имени и за счет доверителя (принципала) определенные юридические действия в его интересах. Поверенный действует как представитель и помощник принципала в его отношениях с третьими лицами (в границах полномочий принципала). На основании возникающих взаимоотношений и функций, закрепляемых за экспедитором по договору поручения (или экспедиции), и определяется в основном состав полномочий и тип экспедитора. Простейший тип экспедитора - курьер. В его функции входит организация доставки от имени и за счет грузовладельца (отправителя или получателя), где ответственность на себя принимает перевозчик. Чаще всего непосредственно функции курьера в этом случае выполняют водители транспортных средств.

Экспедитором-агентом (брокером) чаще всего называют поверенных, действующих от имени и за счет перевозчиков по договору представительства, а транспортно-экспедиционные операции - агентскими.

Экспедиторы-агенты, выполняя функции по организации транспортно-экспедиционного обслуживания, могут выступать и в роли консультантов. Многие грузовладельцы не располагают всей полнотой информации о предстоящей доставке груза и ее особенностях и обращаются за консультацией к экспедиторам, которых считают надежными. Экспедитор, обладая всей полнотой информации, действует по поручению клиента и выполняет запросы, например о грузовых нормах, перегрузках, ценах, пунктах назначения и особенностях доставки к ним и т.д. На основе подобной информации экспедитор предлагает несколько вариантов маршрута доставки с обоснованием и соответствующими расчетами. Клиент, опираясь на предоставленные сведения, выбирает наиболее приемлемый для него вариант. Экспедитор в этом случае может помочь и с оформлением необходимой документации (она оформляется на имя грузоотправителя; экспедитор при этом действует как его агент) [6].

В международной практике для того, чтобы приблизить услуги к клиентам и увеличить объемы продаж, множество экспедиторов объединяются в Сообщество перевозчиков без транспортных средств (NVOCC). Когда экспедитор предлагает услуги NVOCC, он действует как ОСПГ, предоставляя их под одним именем. Для защиты своих интересов NVOCC-оператор контролирует перевозку, отправляя объединенные партии грузов, решает, какую выбрать — воздушную, судоходную, автомобильную компанию для перевозки, брать ли на себя ответственность за груз и, следовательно, действовать как главный субъект доставки.

Наиболее сложным типом экспедиторов предстают линейные конференции — картели, действующие в области мирового линейного судоходства и состоящие из двух и более перевозчиков, эксплуатирующих суда на основе соглашения или договоренности о перевозке на определенном направлении по общим тарифным ставкам и на согласованных условиях в отношении предоставления линейных услуг. Линейные конференции курируют в основном контейнерные перевозки грузов по морю до их переключения на другие виды транспорта.

Перевозки в смешанном сообщении — наиболее актуальные и перспективные в условиях глобализации мировой экономики обеспечиваются четырьмя ос­новными группами экспедиторов

• экспедиторы смешанного сообщения, эксплуатирующие суда (VOMTO). В эту группу входят судоходные компании, линейные конференции и кон­сорциумы, которые осуществляют контейнерные перевозки или представ­ляют собой совместные транспортные предприятия с участием иностранных компаний преимущественно развитых стран. Как правило, такие морские транспортные предприятия не владеют подвижным составом для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным или воздушным транспортом, а договариваются об использовании этих видов транспорта на основе заклю­чения субдоговоров — по сути, это процесс передачи перевозки более круп­ным компаниям или другим перевозчикам. Заключению обычно подлежат субдоговоры на стивидорное обслуживание, а также договоры на оказание складских услуг;

• экспедиторы смешанного сообщения, не эксплуатирующие суда (NVOMTO). Данная группа включает главным образом железнодорожные, автомобиль­ные и авиационные предприятия, организующие перевозки грузов «от две­ри до двери», не располагающие судами, заключающие с перевозчиками суб­договоры о морской перевозке;

• экспедиторы смешанного сообщения, не эксплуатирующие какие-либо транс­портные средства. К данной группе относятся экспедиторы, не владеющие какими-либо транспортными средствами, но заключающие субдоговоры с транспортными предприятиями (например, экспедиторы-агенты, складские, стивидорные, тальманские компании, операторы терминалов);

• специально ориентируемые экспедиторы смешанной перевозки. Такие пред­приятия создаются с целью оказания только экспедиционных услуг в облас­ти смешанных перевозок грузов. Тенденции развития рынка экспедицион­ных услуг позволяют сделать предположение, что в будущем именно данные операторы смогут составить серьезную угрозу экспедиторам смешанного сообщения, эксплуатирующим суда (VOMTO).

Развитие перевозок в смешанном сообщении создает объективную предпосылку для освоения идеологии управления цепями поставок при организации грузопотоков. Универсальность технологий, используемых при таких перевоз­ах перевозчиками и экспедиторами, обеспечивает выполнение всех требова­нии клиентуры в доставке обширной номенклатуры грузов. В такой системе личные виды транспорта могут функционировать в рамках смешанного со­общения, а конкуренция между видами транспорта уступает место совместному их развитию. При этом экспедиторы и их сообщества принимают на себя функции Интеграторов цепей поставок и координаторов движения товарных, информационных и финансовых потоков.

В не меньшей степени в сравнении с транспортно-экспедиторскими организациями определилась и роль складских операторов, что позволило сформировать отраслевые направления сервисной логистики: транспортная логистика, складская логистика комбинация, какой является транспортно-складская логистика.

Последняя стала предвестником интегрированной сервисной логистики. В пол-

ном объеме интегрированную сервисную логистику должны обеспечивать дивер­сифицированные организации — логистические провайдеры. Их предназначение заключается в том, чтобы стать организаторами процесса обслуживания, для чего они должны взять на себя выполнение содержательного комплекса услуг, кото­рый соответствует понятию «управление логистическими цепями клиента», вклю­чая в том числе и услуги по доставке продукции:

• прием заявок на доставку грузов и оказание дополнительных услуг;

• информирование клиентов о правилах и условиях доставки, о порядке опла­ты стоимости доставки, о правилах расчетов с перевозчиками и санкциях при несоблюдении или невыполнении условий договора;

• оформление договоров и товарно-транспортной документации;

• консультации по вопросам, связанным с перевозками грузов и тарифами;

• разработка системы доставки для выполнения заказа, включая выбор пере­возчиков, экспедиторов, складов и страховых организаций;

• информирование получателей о месте нахождения груза (отслеживание движения грузов);

сбор, обработка и передача участникам процесса доставки сведений о допол­нительных услугах, требуемых потребителем;

• изменение нормативных документов и технологии процесса доставки в це­лях ускорения выполнения услуг и повышения уровня их качества, а также в целях исключения ограничений в условиях доставки, побуждающих по­требителя обращаться к услугам других видов транспорта;

• информирование заказчика о необходимости изменения условий доставки по форс-мажорным обстоятельствам и принятие согласованных решений;

• формирование необходимых форм отчетности для потребителя.

Оператор смешанной перевозки грузов (ОСПГ) организует доставку груза в смешанном (мультимодальном, интермодальном, комбинированном) сообщении с участием не менее двух перевозчиков, осуществляемую чаще всего по единому транспортному документу. Такая доставка характеризуется высокой степенью сложности организации всех процессов и выполнением требования логистической организации перемещения товарных потоков: "точно вовремя, в нужное место, с наименьшими затратами". Участие в такой доставке не только нескольких перевозчиков, но и различных видов транспорта определило еще большее разнообразие типов экспедиторов. Например, можно выделить экспедиторов, владеющих и не владеющих собственными транспортными средствами. В данной схеме доставки перевозчики часто стали принимать на себя выполнение агентских функций, а экспедитор осуществляет координацию действий всех участников и обеспечивает порядок выполнения операций, движение информации, документов, расчетов. В усложнившейся структуре взаимоотношений участников экспедиции четко определены роль и место каждого из них.

ОСПГ предлагает услуги широкого ассортимента и является, скорее, главным действующим лицом доставки, чем агентом-посредником. Масштабность их деятельности так велика, что охватывает не только национальный рынок, но и пространства рынка международного, ОСПГ фактически вовлекаются в физическое перемещение товаров, стремятся иметь собственный подвижной состав, складские помещения и терминалы с современным технологическим оборудованием. Причем подвижной состав представлен различными по возможностям транспортными средствами, как особо большой грузоподъемности для перевозок на дальние расстояния, так и малой - для развозки доставляемых грузов на короткие расстояния. Этот признак является еще одной характерной особенностью ОСПГ, который может выступать не только в роли организатора, координатора доставки, но и перевозчика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: