Роль цен в рыночной экономике. Функции цены

Каждый человек в отдельности и человеческое общество в целом существует в мире, который характеризуется, с одной стороны, ограниченностью ресурсов, а с другой – многообразием возможностей использования этих ресурсов. Поэтому людям постоянно приходится принимать решения о распределении ограниченных ресурсов между альтернативными направлениями их использования. Поиск ответов на вопросы, что производить (каким видом деятельности заниматься), каким способом производить и для кого производить, составляет суть любой экономической деятельности. Человечество в своей истории пробовало использовать самые разные механизмы, позволяющие получать ответы на эти вопросы, но ни один из них не оказался совершенным. В настоящее время наилучшим из таких механизмов считается рынок. Под рынком понимается общественный механизм распределения благ посредством добровольного обмена. Однако сам рынок – это очень сложное явление. За тысячелетия своего существования он претерпел значительные изменения, наиболее радикальные из которых пришлись на последние сто лет. И сегодня рынок очень многообразен. Продолжают модифицироваться формы и методы обмена, совершения сделок. Кроме того, существенно различаются рынки разных регионов. Рынки разных товаров даже внутри одного региона часто не похожи друг на друга.

Традиционно рыночному механизму принято противопоставлять, прежде всего, механизм административного распределения благ в рамках командной экономики. Действительно, если при рыночной системе хозяйства экономические субъекты добровольно обмениваются продуктами, потому что такой обмен выгоден обеим сторонам сделки, то в командной экономике административный центр решает, кто и какие продукты будет производить, как и кому их будут распределять, какие ресурсы при этом необходимо выделить каждому из субъектов, задействованных в производстве и распределении товаров. Таким образом, чтобы население получало продукты, изготавливаемые предприятиями, а производители знали, что им следует изготавливать для потребителей, административный центр координирует движение ресурсов при командной экономике. Последствия командной системы управления экономикой хорошо известны: это недостаток одних продуктов при явном перепроизводстве других, структурные диспропорции, бюджетный дефицит, отставание в экономическом развитии, низкое потребление товаров на душу населения и т.д.

В отличие от командной системы, где ресурсные и продуктовые потоки координируются административным центром, в рыночной экономике движение этих потоков осуществляется стихийно, без руководящих директив центра. Но почему это стихийное движение приводит к тому, что потребители получают именно те продукты, какие хотят, а производители знают, что нужно потребителям и стараются им угодить? Дело в том, что рынок располагает координирующим механизмом, гораздо более мощным и эффективным, чем любой административный центр. Этим координирующим механизмом выступают цены. Именно цены заставляют предприятия производить то, что хотят покупать потребители. Цены сообщают производителям, какие ресурсы тратить на какие товары. Цены указывают потребителям, какие продукты можно приобретать и расходовать в больших количествах, а какие нужно экономить, поскольку запасы соответствующих ресурсов в обществе невелики. Таким образом, в рыночной экономике направление использования ресурсов определяется, прежде всего, координирующим механизмом цен.

В последние десятилетия среди ученых распространяется мнение, что в качестве механизма распределения благ рынку противостоит не только командная система, но и сами фирмы, существующие на рынке. Р. Коуз в своей известной работе «Природа фирмы» заметил, что в океане стихийной кооперации, которая характерна для рынка, мы обнаруживаем островки сознательного управления в виде хорошо организованных и структурированных фирм. Движение ресурсов внутри фирм происходит согласно решениям, принимаемым менеджерами, т.е. административным центром фирмы. При этом многие современные фирмы огромны. Нередко численность персонала этих фирм вполне сравнима с населением небольшого города. Крупные фирмы имеют свои подразделения в разных городах, а нередко и в разных странах. В производстве, продвижении товаров отдельных торговых марок и торговле ими порой участвуют миллионы человек. Широкое распространение получают разного рода холдинги, ассоциации, финансово-промышленные группы.

Означает ли распространение таких фирм и их объединений, что механизм цен как координатор движения ресурсных потоков утрачивает свое значение? Безусловно, нет. Во-первых, какой бы крупной ни была фирма, ей всегда противостоит конечный покупатель, который решает, готов ли он купить конкретный товар по данной цене. И если фирма не сумела предложить то, что нужно покупателю, она понесет убытки, а может быть и вовсе вытеснена с рынка более успешными конкурентами. Во-вторых, крупные фирмы нередко сами пытаются повысить эффективность взаимодействия своих подразделений, используя внутрифирменные цены. Тем самым как бы воспроизводятся элементы рыночного механизма внутри фирмы. Наконец, в большинстве стран антимонопольное законодательство стремится не допускать ситуации, когда фирма разрастается настолько, что практически сливается с отраслью и начинает диктовать свои условия потребителям, не имеющим альтернативы.

Сегодняшний мир существенно отличается от существовавшего еще полвека назад. Наверное, еще через пятьдесят лет многое будет совсем не похожим на то, что мы наблюдаем сегодня. Однако рынок и цены как координирующий механизм доказали свою способность переживать самые разные эпохи и политические системы. Перед исследователями же стоит задача изучения способов взаимодействия современных фирм и применяемых ими методов ценообразования, чтобы с максимальной эффективностью использовать возможности механизма цен.

В самом общем виде под ценой понимается сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, т.е. являющаяся эквивалентом обмена товара на деньги. Мы уже отметили, что цены выступают координирующем механизмом, с помощью которого рынок распределяет экономические ресурсы по направлениям наиболее эффективного использования. Чтобы это было возможным, цены должны выполнять ряд важнейших функций.

Прежде всего, цена выполняет измерительную функцию. При помощи цен нам удается измерить, сколько денег должен отдать покупатель и получить продавец за единицу товара. Цены позволяют определить, сколько должен трудиться работник, чтобы он мог приобрести желаемый продукт на свой заработок. При помощи цен измеряется материальное богатство отдельных людей и целых стран. Чтобы определить величину активов предприятия, мы опять же отталкивается от цен.

Цены, как правило, позволяют судить о полезности товара, степени удовлетворения им потребностей покупателей. Цены более качественных товаров при прочих равных условиях будут выше. При этом сами потребители иногда воспринимают цену как показатель (измеритель) качества продукта.

Очень близкой к измерительной является учетная функция цены. Весь учет (за исключением складского) построен на стоимостных показателях. Разнообразный мир товаров и услуг из натурально-вещественной формы трансформируется в стоимостную (денежную) форму с помощью цен. Без цен невозможно было бы рассчитывать затраты и выручку и вести их учет на предприятии. Цены позволяют определить такие важнейшие показатели, как валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей и регионов.

Выполнение ценами измерительной и учетной функций позволяет им справляться и с другими функциями, среди которых важнейшей является информационная. Цена выступает носителем важнейшей экономической информации. Она сообщает производителям, какие товары желают от них получить потребители, поскольку цены именно этих товаров будут более высокими. С другой стороны, цены информируют субъектов рынка, какие ресурсы становятся дефицитными, они также начинают стоить дороже. Изменение цен одних товаров может быть информационным сигналом о том, что цены других (связанных с первым) товаров тоже будут меняться. С макроэкономической точки зрения, темп роста цен (инфляция) дает информацию о положении в экономике в целом, ее проблемах и перспективах. Именно потому, что цена является носителем самой разнообразной информации, она используется как важный инструмент анализа и прогнозирования.

Стимулирующая функция цены обуславливается тем, что доходы как продавцов, так и покупателей формируются при помощи цен. Продавцы стремятся производить товары, востребованные покупателями, поскольку их цены и, следовательно, доходы продавцов выше. Снижение же цен на производимый продукт заставляет продавцов искать способы снижения затрат через изменение технологии производства или замены одних ресурсов другими. С другой стороны, цены стимулируют покупателей приобретать товары, имеющиеся в большом количестве и потому дешевые. Фирмы широко используют стимулирующую способность цены, разрабатывая и предлагая покупателям целую систему разнообразных ценовых скидок. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень заставляет субъектов рынка наиболее полно использовать ресурсы и применять наиболее экономические методы производства.

Распределительная функция цены заключается в том, что посредством цен распределяются и перераспределяются все доходы в рыночной экономике. В отдельной сделке конкретный уровень цены определяет соответствующие доходы продавца и покупателя. Аналогичным образом (в результате огромного множества сделок) доходы распределяются между целыми отраслями, регионами, странами. Доходы государственного бюджета (а значит, и всех тех, кто получает зарплату, пособия, субсидии и т.д. из государственного бюджета) тоже формируются при помощи цен, поскольку именно в ценах реализуются все налоги.

Наконец, цены выполняют регулирующую функцию. Цены могут выступать регуляторами экономических процессов именно потому, что ими выполняются все рассмотренные выше функции. Цены приводят в соответствие (равновесие) спрос и предложение на отдельных товарных рынках и в экономике в целом. Они регулируют производство, распределение и потребление таким образом, чтобы товаров производилось ровно столько, сколько нужно и чтобы попадали они прежде всего к тем, кто в них больше нуждается.

Это общепринятые функции цены, которые выделяют практически все экономисты, исследующие вопросы цен и ценообразования. Но не все взгляды ученых-экономистов на функции цены совпадают. Например, Некоторые авторы выделяют функцию сбалансирования спроса и предложения, которая выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом, а также функцию цены как критерия рационального размещения производства [1]. Она проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, где норма прибыли более высокая, не выделяя при этом регулирующей функции, которая, на наш взгляд, сочетает эти свойства цены. М.С. Абрютина выделяет ориентирующую функцию, которая по своей сути информационная, и балансирующую, которая сходная с регулирующей функцией[2]. Н.А. Голощапов и А.А.Соколов выделяют еще социальную функцию (так как с ценами связаны структура и потребление благ и услуг, расходы и уровень жизни) и внешнеэкономическую (так как цена выступает в роли обязательного инструмента торговых сделок) [3].

Изучая функции ценообразования, можно сказать, что в хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными.

В ряде случаев рыночный механизм не срабатывает, возникают внешние эффекты и общество в лице государства вынуждено прибегать к регулированию отдельных рынков и отраслей. Чаще всего такое регулирование осуществляется при помощи цен или их отдельных элементов (например, введение налогов, ограничение прибыли через регулирование рентабельности).

Таким образом, цены выступают важнейшим координирующим, регулирующим механизмом в рыночной экономике. В цене сосредотачиваются экономические интересы всех рыночных субъектов, включая и государство. Поэтому изучение того, как функционирует механизм цен и какие факторы оказывают влияние на процесс ценообразования, является важной составной частью экономического образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: