Индивидуальное и рыночное предложение. Цена предложения

Если спрос характеризует желание покупателя купить товар, то предложение характеризует готовность продавца продать какое-то количество товара за определенный промежуток времени. То количество товара, которое желает продать продавец при определенных условиях, называется объемом предложения. Ценой предложения называется минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товара.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функцию предложения можно представить так:

QS=f(Pсобств, T, Pресурс, PCP, NS, W, R, E, GP …),

где Pсобств – цена данного продукта; T – технология; Pресурс – цены ресурсов; PCP – цены товаров-конкурентов; NS – число продавцов; W – погодно-климатические условия; R – риск; E – ожидания цены (данного продукта, ресурсов, товаров-конкурентов); GP – правительственные программы и т.д.

Если все факторы, кроме цены данного товара, являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от его цены, ceteris paribus: QS = f (Pсобств).

В отличие от функции спроса, функция предложения от цены имеет обычно положительный наклон, т.е. с повышением цены объем предложения растет, а с понижением цены – уменьшается. Нередко эту зависимость называют законом предложения по аналогии с законом спроса. Однако существует гораздо больше исключений из закона предложения, чем из закона спроса.

Следует отличать изменение объема предложения, вызванное изменением цены, от изменения самой функции предложения от цены, когда изменился какой-то из ранее постоянных факторов. В первом случае происходит движение вдоль линии предложения (рис. 2.7а), а во втором случае наблюдается сдвиг линии предложения (рис. 2.7б).

а) изменение QS б) сдвиг S

Рис. 2.7. Изменение объема предложения (а) и изменение предложения (б)

Различают индивидуальное предложение, или предложение одного продавца, и агрегированное, рыночное, предложение. Графически это выглядит как горизонтальное суммирование индивидуальных функций предложения (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Индивидуальное и рыночное предложение

Агрегированное предложение получается суммированием индивидуальных объемов предложения при каждом данном уровне цены (при условии независимости производственных затрат производителей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: