Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота

(стадии вертикальной продуктовой цепочки)

В экономической системе совершается огромное количество разнообразных сделок по купле-продаже товаров. В каждой сделке устанавливается тот или иной уровень цены, определяющий выгоды от сделки для соответствующих продавца и покупателя. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они связаны друг с другом. Изменение одной цены вызывает своего рода цепную реакцию, выражающуюся в изменении других цен. Такая взаимосвязь объясняется тем, что, во-первых, одни товары участвуют в производстве других; во-вторых, товары конкурируют друг с другом в производстве и потреблении, в том числе и при помощи цен; в-третьих, одни и те же факторы могут вызывать изменения цен разных товаров. Эта взаимосвязь цен в экономике позволяет называть совокупность действующих цен системой цен.

Пожалуй, наиболее очевидно проявляется взаимосвязь цен товаров в рамках вертикальной продуктовой цепочки, т.е. когда товар от производителя попадает к конечному потребителю, проходя несколько стадий – собственно производство, переработку (доработку), оптовую торговлю, розничную торговлю. Например, фермер выращивает яблоки и реализует их предприятию-переработчику, которое производит первичную обработку и расфасовку их в соответствующую тару. Затем яблоки продаются оптовому торговцу, который доставляет их в регион потребления и реализует предприятиям розничной торговли.

Количество звеньев в вертикальной продуктовой цепочке может быть разным, отражая особенности пути движения товара к конечному потребителю. Например, производитель может организовать прямую продажу товара конечному потребителю через фирменные магазины или на городских рынках. Или может требоваться более серьезная переработка, которая будет включать несколько предприятий, последовательно передающих товар друг другу.

Каждая стадия вертикальной продуктовой цепочки добавляет продукту определенную ценность, и, если только разные стадии не объединены в одной компании, процесс передачи продукта от предыдущей стадии к последующей происходит по определенной цене.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота цены подразделяются на оптовые и розничные. Оптовой считается цена, обслуживающая оборот продукции между фирмами. При этом, как правило, сделки совершаются с крупными партиями товара (оптом).

В свою очередь, розничными называются цены продажи продукции индивидуальным потребителям, т.е. населению. Особой формой розничных цен выступают цены на услуги населению.

Среди оптовых цен можно выделить:

- закупочные – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию. Такое название закрепилось за этими ценами исторически;

- трансфертные (внутрифирменные) – цены, применяемые при реализации продукции между разными подразделениями одной фирмы, а также разных фирм, входящих в ассоциацию или холдинг. Трансфертные цены могут устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги, в том числе управленческие;

- цены организованных рынков – это биржевые котировки, цены аукционов. К этому же виду относятся цены торгов, т.е. цены особой формы специализированной торговли, в результате которой фирма (или несколько фирм), сделавшая наилучшее предложение, получает заказ на поставку товаров или получает подряд на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких конкурирующих за получение заказа фирм (оферентов) и один заказчик, который из всех предложений выбирает наиболее выгодное, в том числе и по цене. Заметим, что, в отличие от, например, биржевых котировок, как цены предложений на таких торгах, так и конечная цена, предложенная фирмой-победителем, публикуются редко;

- мировые – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, представительные с позиций международной торговли конкретными товарами.

На практике мировые цены по одним товарам определяются уровнем цен ведущих в мире производителей продукции данного вида, по другим – ценами бирж, аукционов. Чтобы цены считались мировыми, должны выполнятся следующие условия: 1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках; 2) цены сделок, носящих регулярный характер; 3) цены сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте. Так, мировыми ценами на пшеницу считаются экспортные цены Канады, на нефть – экспортные цены стран-членов ОПЕК, пушнину – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: