Любая цена может быть представлена в виде совокупности отдельных элементов. Совокупность элементов цены называется ее составом. Соотношение отдельных элементов, выраженное в процентах или долях единицы, дает нам представление о структуре цены.
В плановой экономике с государственными фиксированными ценами элементы цен устанавливались нормативно и жестко фиксировались. В условиях рыночной экономики элементы свободных рыночных цен складываются под воздействием комплекса факторов. Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от рыночной конъюнктуры, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен и отдельных элементов цены[32]. Знание состава и структуры цены конкретного продукта позволяет выявлять резервы снижения цены в случае падения спроса или обострения конкурентной борьбы.
В самом общем виде состав цены представлен на рис. 9.1.
Себестоимость продукции | Прибыль предприятия | Акциз (по подакцизным товарам) | НДС | Наценка оптовой торговли | Наценка розничной торговли |
Оптовая цена предприятия без НДС | |||||
Отпускная цена предприятия без НДС | |||||
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) | |||||
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия розничной торговли) | |||||
Розничная цена |
Рис. 9.1. Состав цены
Как видно из рисунка, состав и структура цены во многом зависят от того, на какой стадии в вертикальной продуктовой цепочке эта цена сложилась.
Себестоимость продукции, которая представляет собой стоимостную оценку затрат (расходов) на производство и реализацию продукции, представляет собой важнейший элемент цены. О нем мы подробно говорили в 3 главе. Другим важнейшим элементом цены является прибыль. Прибыль – это форма дохода, полученного после реализации товара по определенной цене. Для определения конечного финансового результата предприятия рассчитывают несколько видов прибыли[33]. Валовая прибыль определяется вычитанием себестоимости продаж из выручки. Для исчисления прибыли (убытка) от продаж из валовой прибыли вычитаются коммерческие и управленческие расходы. Чтобы получить прибыль (убыток) до налогообложения, нужно скорректировать прибыль от продаж на величину доходов от участия в других организациях, процентов к получению, процентов к уплате, прочих доходов и расходов. Наконец, если прибыль (убыток) до налогообложения скорректировать на величину текущего налога на прибыль, изменения отложенных налоговых обязательств, изменения отложенных налоговых активов и прочее, то получим чистую прибыль (убыток) отчетного периода.
Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и (в акционерных обществах – по решению собрания акционеров) может направляться в определенной пропорции в фонд накопления и фонд потребления. За счет фонда накопления предприятия могут осуществлять различные инвестиционные проекты, подготовку и переподготовку кадров. За счет фонда потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятий, а также содержание учреждений социальной сферы (детских яслей, садов, санаториев и т.д.).
Относительной величиной прибыли выступает рентабельность. Рентабельность является не менее важным показателем деятельности предприятия, чем прибыль. Ведь именно рентабельность, а не абсолютная величина прибыли показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Существует множество видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельность продаж, рентабельность имущества, рентабельность капитала и т.д. Для ценообразования важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции (продаж), и использованных на ее производство затрат. Практика свидетельствует, что для нормального функционирования предприятия при установлении цены конкретного изделия в ее состав должна включаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности затрат не менее 25% [34].
Заметим, что если цены регулируются государством, то чаще всего регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Так, предельный норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к используемому в отрасли капиталу, применяется в отечественной практике регулирования цен на продукцию естественных монополий.
На стадии реализации товара производителем возможны три вида цены: оптовая цена предприятия без НДС, отпускная цена предприятия без НДС и отпускная цена предприятия с НДС. Оптовая цена предприятия без НДС включает только себестоимость и прибыль предприятия-производителя. Она используется преимущественно для учетных целей и целей налогообложения, а также для реализации, если товар не облагается акцизом и НДС. Реализация (отпуск на сторону или дальнейшую переработку) подакцизных товаров предполагает обязательное добавление к оптовой цене предприятия акциза. В результате получаем отпускную цену предприятия без НДС. Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадает с отпускной ценой без НДС. В подавляющем большинстве случаев при реализации товар облагается НДС, добавление которого позволяет получить отпускную цену предприятия с НДС. Именно по этой цене большинство продуктов приобретается оптовыми посредниками.
Оптовый посредник перепродает товар по продажной цене оптового посредника, как правило, равной сумме цены покупки и своей наценки. Если в цепочке движения товара к конечному потребителю присутствует несколько оптовых посредников, то будет несколько покупных и продажных цен оптового посредника. Соответственно, доля совокупной наценки оптовой торговли возрастет, а структура цены товара усложнится. Потребность в нескольких посредниках обычно возникает при реализации продуктов, производство которых локализовано в ограниченном числе пунктов, а сфера потребления обширна, а также при неразвитости торговых институтов. С другой стороны, наценка оптовой торговли как элемент может совсем отсутствовать. Это происходит, например, если предприятие-производитель осуществляет реализацию своей продукции конечным потребителям через магазины фирменной торговли.
Обычно товар попадает к конечным потребителям посредством розничной торговли. Предприятие розничной торговли, приобретая товар по продажной цене оптового посредника, добавляет к ней свою наценку. В результате получается розничная цена, по которой товар приобретается конечными потребителями (населением) для личного потребления.