Понятие и элементы вертикальной структуры цены

Любая цена может быть представлена в виде совокупности отдельных элементов. Совокупность элементов цены называется ее составом. Соотношение отдельных элементов, выраженное в процентах или долях единицы, дает нам представление о структуре цены.

В плановой экономике с государственными фиксированными ценами элементы цен устанавливались нормативно и жестко фиксировались. В условиях рыночной экономики элементы свободных рыночных цен складываются под воздействием комплекса факторов. Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от рыночной конъюнктуры, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен и отдельных элементов цены[32]. Знание состава и структуры цены конкретного продукта позволяет выявлять резервы снижения цены в случае падения спроса или обострения конкурентной борьбы.

В самом общем виде состав цены представлен на рис. 9.1.

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС Наценка оптовой торговли Наценка розничной торговли
Оптовая цена предприятия без НДС        
Отпускная цена предприятия без НДС      
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)    
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия розничной торговли)  
Розничная цена

Рис. 9.1. Состав цены

Как видно из рисунка, состав и структура цены во многом зависят от того, на какой стадии в вертикальной продуктовой цепочке эта цена сложилась.

Себестоимость продукции, которая представляет собой стоимостную оценку затрат (расходов) на производство и реализацию продукции, представляет собой важнейший элемент цены. О нем мы подробно говорили в 3 главе. Другим важнейшим элементом цены является прибыль. Прибыль – это форма дохода, полученного после реализации товара по определенной цене. Для определения конечного финансового результата предприятия рассчитывают несколько видов прибыли[33]. Валовая прибыль определяется вычитанием себестоимости продаж из выручки. Для исчисления прибыли (убытка) от продаж из валовой прибыли вычитаются коммерческие и управленческие расходы. Чтобы получить прибыль (убыток) до налогообложения, нужно скорректировать прибыль от продаж на величину доходов от участия в других организациях, процентов к получению, процентов к уплате, прочих доходов и расходов. Наконец, если прибыль (убыток) до налогообложения скорректировать на величину текущего налога на прибыль, изменения отложенных налоговых обязательств, изменения отложенных налоговых активов и прочее, то получим чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и (в акционерных обществах – по решению собрания акционеров) может направляться в определенной пропорции в фонд накопления и фонд потребления. За счет фонда накопления предприятия могут осуществлять различные инвестиционные проекты, подготовку и переподготовку кадров. За счет фонда потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятий, а также содержание учреждений социальной сферы (детских яслей, садов, санаториев и т.д.).

Относительной величиной прибыли выступает рентабельность. Рентабельность является не менее важным показателем деятельности предприятия, чем прибыль. Ведь именно рентабельность, а не абсолютная величина прибыли показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Существует множество видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельность продаж, рентабельность имущества, рентабельность капитала и т.д. Для ценообразования важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции (продаж), и использованных на ее производство затрат. Практика свидетельствует, что для нормального функционирования предприятия при установлении цены конкретного изделия в ее состав должна включаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности затрат не менее 25% [34].

Заметим, что если цены регулируются государством, то чаще всего регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Так, предельный норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к используемому в отрасли капиталу, применяется в отечественной практике регулирования цен на продукцию естественных монополий.

На стадии реализации товара производителем возможны три вида цены: оптовая цена предприятия без НДС, отпускная цена предприятия без НДС и отпускная цена предприятия с НДС. Оптовая цена предприятия без НДС включает только себестоимость и прибыль предприятия-производителя. Она используется преимущественно для учетных целей и целей налогообложения, а также для реализации, если товар не облагается акцизом и НДС. Реализация (отпуск на сторону или дальнейшую переработку) подакцизных товаров предполагает обязательное добавление к оптовой цене предприятия акциза. В результате получаем отпускную цену предприятия без НДС. Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадает с отпускной ценой без НДС. В подавляющем большинстве случаев при реализации товар облагается НДС, добавление которого позволяет получить отпускную цену предприятия с НДС. Именно по этой цене большинство продуктов приобретается оптовыми посредниками.

Оптовый посредник перепродает товар по продажной цене оптового посредника, как правило, равной сумме цены покупки и своей наценки. Если в цепочке движения товара к конечному потребителю присутствует несколько оптовых посредников, то будет несколько покупных и продажных цен оптового посредника. Соответственно, доля совокупной наценки оптовой торговли возрастет, а структура цены товара усложнится. Потребность в нескольких посредниках обычно возникает при реализации продуктов, производство которых локализовано в ограниченном числе пунктов, а сфера потребления обширна, а также при неразвитости торговых институтов. С другой стороны, наценка оптовой торговли как элемент может совсем отсутствовать. Это происходит, например, если предприятие-производитель осуществляет реализацию своей продукции конечным потребителям через магазины фирменной торговли.

Обычно товар попадает к конечным потребителям посредством розничной торговли. Предприятие розничной торговли, приобретая товар по продажной цене оптового посредника, добавляет к ней свою наценку. В результате получается розничная цена, по которой товар приобретается конечными потребителями (населением) для личного потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: