Целью дисциплины «Техника речи» является развитие речевой компетенции студентов и совершенствование их речевых и голосовых возможностей.
Основными задачами дисциплины являются:
1) овладение будущими педагогами-дефектологами творческими (выразительность, эмоциональность и индивидуальная манера речевого общения) и техническими (фонационное дыхание, дикционная чистота, четкая артикуляция отдельных звуков, орфоэпическое произношение) методиками;
2) выработка комплекса практических навыков, позволяющих будущим педагогам-дефектологам постоянно поддерживать речевую систему в «рабочем» состоянии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Данная дисциплина способствует формированию следующей компетенции – способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен:
|
|
знать:
• способы и содержание работы по совершенствованию техники речи, включающей в себя работу над дыханием, голосоведением, дикцией и орфоэпией устной речи;
• нормы литературного произношения;
• основы анализа прозаического или стихотворного текста для выразительного чтения;
уметь:
• использовать приемы совершенствования качеств речевого голоса, а также расширения диапазона речевого голоса в соответствии с индивидуальными возможностями,
• использовать приемы формирования правильного произношения гласных и согласных звуков,
• проанализировать любой заданный текст, независимо от жанра, с точки зрения выделения в нем интонационно-смысловых и логических центров;
• пользоваться всеми средствами выразительности художественного чтения;
владеть навыками:
• развития рационального речевого дыхания и совершенствования свободного владения голосом;
• совершенствования дикции,
• выразительного чтения.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Дыхание. Фонационное дыхание.
Постановка речевого дыхания