Понятие воспитания как социально-исторического явления (в широком, среднем, узком смыслах). Сущность процесса воспитания, его характерные особенности. Воспитание как процесс формирования отношений (к самому себе – «образ Я», отношение к людям, к человеческой культуре, к миру вообще); как оказание помощи ребенку в личностном развитии, реализации потребностей ребенка. Воспитание как самоизменение личности.
Закономерности и основные принципы процесса воспитания. Характеристика основных принципов.
Принципы организации воспитательного процесса. Взаимосвязь воспитания, самовоспитания, обучения, развития, социализации в общем образовательном процессе.
Антропологически безупречные условия эффективности процесса воспитания.
Критерии оценки воспитательного процесса и оценки профессиональной работы педагогического коллектива (характер ведения документов, распределение профессиональных функций педагогов в школе, содержание организованной деятельности детей, социально-психологический климат в школе, а также отношение к ребенку как личности и основной ценности, уровень воспитанности детей).
Критерии оценки воспитательного результата – принятие ценностей Добра, Истины и Красоты как личностных ценностей и оснований своей жизни. Показатели: внешний облик ребенка, его духовное и психо-физическое здоровье, поведение как система поступков, успешность разного плана деятельности, ценностные предпочтения, отношение к миру, окружающей действительности, к себе и другим
ТЕМА 10. Социализация и воспитание.