Общее понятие о коллективе. Типы коллективов. Стадии: становления, развития, сформированности и их критерии.
История развития теории коллектива (С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова). Теоретические подходы к формированию коллектива в трудах А. С. Макаренко. Сущность принципов «параллельного действия», мажорного стиля; традиций коллектива; построение ближних, средних, дальних перспективных линий развития и др.
Развитие личности и коллектива. Детский коллектив как среда ближайшего интенсивного воздействия общества на личность. Условия превращения детского коллектива в среду развития личности. Детский коллектив как саморазвивающийся организм.
Специфика отношений в коллективе высокого уровня развития. Двуединая задача развития коллектива и личности. Технология организации коллективной жизнедеятельности детей (его этапы, алгоритм). Функции руководителя детского коллектива (мастера-технолога).
Реализация потребности в самоутверждении и проблемы ложной коллективности у подростков.
|
|
Противоречия детского коллектива как среды развития личности.
Микроклимат межличностного взаимодействия в детском коллективе и его влияние на развитие личности.
Педагогическое руководство коллективом. Характеристика стилей педагогического руководства: (авторитарный, демократический (авторитетный), либерально-попустительский, индифферентный). Самоуправление в коллективе.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: потенциал личности учащихся и педагогов в развитии образовательного учреждения.