Речь и мышление младенца

Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам. Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к эмпатии - пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координации, о которой писал Ж. Пиаже. Значительный вклад в дальнейшее развитие этой формы мышления вносит совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности младенцев.

Обычно развитие речи ребенка в течение первого года жизни происходит так. В первые месяцы жизни у младенца появляется повышенный, интерес к человеческой речи, она выделяется в его восприятии из мира других звуков. В возрасте около 1 месяца новорожденный начинает произносить какие-либо простые звуки типа а-а, у-у, э-э. Около двух-четырех месяцев от рождения возникает гукание, затем - в 4-6 месяцев - гудение, повторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляется лепет, а в 9-10 месяцев в речи младенца замечаются первые слова. Голосовые реакции и соответствующие действия младенца чаще всего появляются в присутствии взрослого и возникают в ситуациях, где общение взрослого с ребенком целесообразно.

Способность к хорошему пониманию речи взрослого младенец демонстрирует во второй половине первого полугодия жизни. Это проявляется в том, что на отдельные слова и фразы он реагирует специфическими комплексами выразительных движений. Первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова, и это, по-видимому, говорит о том, что способность к восприятию и правильному пониманию языка мимики и жестов является у человека врожденной. Начиная со второго полугодия жизни степень понимания ребенком речи взрослого начинает быстро увеличиваться.

В 6-6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая ориентировочно-исследовательская реакция в ответ на называние предмета: "сворот головы в его сторону, продвижение в направлении предмета, захват его руками, рассматривание, манипулирование. Примерно 10 месяцев наряду с эмоционально-жестовым и речевым обще-"" У ребенка и взрослого появляется новая его форма - пред-""06 общение. В ответ на называние взрослым какого-либо предка ребенок берет его и протягивает взрослому. Такая форма обще- является важной предпосылкой для развития в дальнейшем "гной предметной деятельности, в процессе которой дети усваи- знания, формируют необходимые умения и навыки. Еще позднее, к началу обучения в школе, на этой основе возникает уче< ная, а затем и трудовая деятельность.

Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возра< тает, если наряду с собственно речевым общением ребенок име< возможность активно манипулировать предметами, называемы> взрослым, самостоятельно изучать, исследовать их.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 10 месяцами жизни. Примерно около года в деятельности ребен1 появляется новый момент: он начинает исследовать предметы 1. только с помощью рук, но также и других предметов, употребляв мых им в-качестве орудий. Например, взяв в руки палочку, ребенс может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на (толкать, двигать, переворачивать и т. п.).

Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка мож< проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у с мих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об ос бенностях их внутренних состояний, например звуки удовольств или неудовольствия. Начиная с третьего месяца жизни появляют смех и проявление радости, которые к концу первого полугоду приобретают довольно устойчивый характер.

С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется инто ция, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появл ются голосовые признаки настойчивости. Интонационное структур рование речи происходит в течение первого года жизни и являет доминирующим направлением в ее развитии. На основе интонаций ного структурирования возникает возможность невербального 0611 ния взрослого и ребенка еще до того, как ребенок практичес начинает овладевать человеческой речью. Первые произносимые звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональН экспрессии.

Теперь рассмотрим, как идет развитие лексической сторс речи. В 4-8 месяцев ребенок начинает произносить однослож> слова типа <баба>, <мама>. Около одного года эти слова приоб тают определенный смысл, отнесенность к конкретному пред или человеку (до этого времени они походили на обычный леп Заметим, однако, что качество и частота лепета ребенка в пер< полугодии его жизни не предопределяют речевое развитие ребе в более поздние годы. Во второй половине первого года жи у младенцев появляется явное намерение общаться с окружающ1 причем соответствующую потребность ребенок вначале выраХ языком мимики и жестов. Младенцы знают и понимают гор& больше слов, чем произносят. 1

Уровень понимания слов ребенком мало зависит от ур развития у него продуктивной речи. Средний запас слов, исп зуемых полуторагодовалыми детьми, равен примерно 50. М слова и их значения дети усваивают с помощью культурно отрабо ного <ритуала называния>, который родители постоянно выпол с того момента, когда ребенок начал самостоятельно произнс

Сочетания звуков, напоминающие слова. Поначалу дети приписы-ддют словам иные значения, чем взрослые. Одно слово для ребенка может выражать мысль, заключенную для взрослого в целом предложении и даже в нескольких связанных друг с другом фразах. ногда одновременно с фразовой насыщенностью слова наблюдается сужение детьми значений отдельных слов по сравнению р тем, как они употребляются взрослыми людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: